ПАВ — это психоактивные вещества. Подростковый возраст — это период адаптации к миру, к себе, к людям. Способы адаптации бывают разные. Подростки, в силу биологического развития (перестройка мозговых процессов, половое созревание), становятся для своих родителей непонятными, неуправляемыми и неузнаваемыми. И случается так, что при вступлении в подростковый возраст общение с семьей может практически сойти на нет.
Дети начинают больше ценить другие способы времяпрепровождения, которые, совершенно разумно, могут не всегда одобряться родителями. Одним из таких способов может стать и потребление ПАВ — алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Родителей очень часто интересует вопрос: отчего ребенок начинает проявлять интерес к психоактивным веществам и может в итоге начать их употреблять? Однозначного ответа здесь нет, в каждой жизненной ситуации бывают свои причины. Однако можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях. Одним из мотивов первичного потребления психоактивных веществ (алкоголя, токсических веществ или наркотиков) становится ощущение эмоционального (психологического) дискомфорта, который может очень тяжело переживаться ребенком, вызывая в нем внутреннее напряжение. Следствием этого состояния является, как правило, тревога: сильное беспокойство, чувство неопределенности, неуверенности, потеря опоры, отсутствие ощущения перспективы жизни.
Наша психика устроена таким образом, что долго жить в состоянии напряжения она не может, она будет искать способы разрядки, чтобы сбросить этот груз. И одним из таких способов может стать прием любого психоактивного вещества. Резонно возникает следующий вопрос: а что же может способствовать появлению такого эмоционального дискомфорта? Здесь можно назвать несколько причин:
- неблагополучные, эмоционально нестабильные и травмирующие отношения в семье: между родителем и ребенком (последний отвергается, чрезмерно критикуется, его достижения обесцениваются, его делами не интересуются, он может чрезмерно жестко контролироваться или наказываться за малейшие проступки и т. д.), между самими родителями (психотравмирующий опыт проживания собственного подросткового возраста, борьба за власть в семье, эмоциональная незрелость самих родителей, непонимание и непринятие своих родительских чувств, потребление ПАВ самими родителями, их личная неустроенность и т. д.);
- проблемы межличностного общения в школе (буллинг в классе, хроническая академическая неуспеваемость, отсутствие навыков коммуникативного общения и, как следствие, нехватка друзей, неумение отстаивать свое мнение, проявлять лидерские качества и т. д.);
- регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества (причем ребенок сам выбирает такие компании из-за ложного ощущения принятия с их стороны, которое он может недополучать в семье);
- отсутствие понимания жизненных перспектив, неумение организовывать свое свободное время, неразвитость моральных и нравственных ценностей у ребенка;
- склонность ребенка к асоциальным (неприятие социальных норм), антисоциальным (нарушающим общественный порядок и правила) формам поведения в силу педагогической запущенности или психического нездоровья.
В жизни, как правило, подобные факторы встречаются в сочетании, что еще больше усиливает их травмирующий эффект и способствует желанию немедленно выйти из этого состояния.
И здесь возникает третий вопрос: а что делать, чтобы максимально оградить ребенка от вовлечения в потребление различных ПАВ? Самый очевидный ответ — как можно раньше заниматься профилактикой таких деструктивных явлений. И для этого важно:
- Здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, уважение и поддержка — это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в тяжелой ситуации. Важно, чтобы и сами родители умели отделять собственные проблемные переживания от чувств к ребенку и могли с этими переживаниями справляться.
- Психологическая грамотность, прежде всего родителей, и навыки, позволяющие конструктивно и свое-временно разрешать проблемы и конфликты. В случае накопления напряжения вследствие конфликтов возможна разрядка в виде употребления психоактивных веществ.
- Воспитание лидерских качеств у ребенка. Это дает возможность противостоять влиянию извне и отстаивать свою позицию.
- Заинтересованная занятость подростка: спорт, хобби, общение по интересам. Если человеку интересно без наркотиков, он достигает результатов и повышает уверенность в себе, ему не нужны психоактивные вещества для подавления тревожности, неуверенности и ухода от проблем.
- Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзьями, знание условий их жизни, интересов, событий. Это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления подростка к самостоятельности. Высказывания в адрес приятелей, употребляющих наркотики, не должны унижать их личность, но мнение о подобных действиях должно быть категоричным. Таких друзей лучше удалить из круга общения подростка под любыми предлогами.
- Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение, общие цели, ее ценности перевесят сомнительные преимущества уличного окружения.
- Правдивая информация о губительных последствиях употребления наркотиков. Информация должна быть правдивой до конца, поэтому нельзя избегать разговоров об эйфории. Но так же ясно должна быть показана цена за эти удовольствия. Подростков плохо убеждают слова о ранней смерти и ухудшении здоровья: им это кажется далеким и невероятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы и умственная деградация способны произвести на них впечатление.
- Однозначно и четко высказанное отрицательное отношение к психоактивным веществам со стороны всех членов семьи. Это мнение должно проявляться в каждом случае, когда заходит речь о наркотиках (обсуждение жизненных ситуаций, просмотр фильма и т. д.) и подразумеваться во всей линии поведения членов семьи.
Елена ТАРАСОВА,
медицинский психолог
Республиканского клинического
наркологического диспансера
Фото из открытых источников