Найти тему
НУАР-NOIR

Историко-криминальный фильм, вдохновленный советской кинолентой

-2

Если как-то характеризовать кинокартину 2005 года «Потерянный город» (не путайте с недавним приключенческим фильмом), то можно сказать: Гавана в стиле «Клуба Коттон». Точнее говоря, только первая часть проекта, которая и представляет собственно интерес. Ибо вторая превращена в некого латиноамериканского «Доктора Живаго». Одним словом, «Куба, которую мы потеряли».

Страдания островной буржуазии, которой в итоге пришлась не по нраву кубинская революция, оставим в покое, а обратим внимание на «стартовый час фильма», проникнутый множеством аллюзий к самым различным нуарным и криминальным лентам.

В этом нет ничего удивительного, поскольку режиссером выступил Энди Гарсиа, достаточно плотно обосновавшийся в криминальном жанре, не раз примеряя на себя образы и гангстеров, и полицейских. А потому в «дореволюционном периоде» можно обнаружить отсылки и к прославленной «Касабланке», и к не менее знаменитому «Крестном отцу», если быть более точным, то к его второй части.

Надо сразу же отметить, что фильм возник на волне популярности среди американских криминальных режиссеров советского фильма «Я – Куба». Это детище Колотозова считалось пропавшим, и было совершенно случайно обнаружено, отреставрировано и возвращено зрителю стараниями Мартина Скорсезе и Френсиса Форда Копполы. Восхищение «советским нуаром», равно как изображенными в нём революционными процессами, пришлось по душе не всем.

В итоге Х. Кабрера Инфанта предлагает сценарий, за перенос коего на экран и взялся Энди Гарсия. Предполагалось нечто вроде семейной саги в стиле «Будденброков», только на гаванский манер. 1958-ой год. Диктатура и без того задержавшегося у власти Батисты доживает свои последние дни, жестоко пресекая любые ростки недовольства.

Чем собственно оное недовольство лишь множит, регулярно пополняя ряды партизан и всевозможных заговорщиков. Тех регулярно вылавливают и расстреливают разного рода «эскадроны смерти», что показано как некие непредвиденные эксцессы, в коих, конечно, американцы ни разу не виноваты.

На фоне всего этого представлена вполне состоятельная и образованная семья Феллови, в которой старшее поколение придерживается умеренных взглядов, а младшее поддерживает революционеров. Между ними расположился Фико, сыгранный самим Энди Гарсиа.

Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)
Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)

Он владелец ночного клуба «Эль Тропико», а потому пытается угодить всем и сразу: и властям, и гангстерам, и полицейским, и своим радикальным младшим братьям. К слову сказать, жизнь становится всё более опасной не только по причине политики. Например, клубом весьма заинтересовался Майер Лански.

Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)
Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)

Тот отвечал в «Коза Ностра» за финансовую часть, а потому сделал Фико Феллови, предложение, от коего не надо было отказываться. Ибо как сказал этот криминальный персонаж: «В моем бизнесе есть друзья и враги, но нет просто знакомых». И неспешность в осознании смысла этих слов тоже чревата неприятностями.

Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)
Кадр из фильма «Потерянный город» (2005)

Впрочем, революция внесла в эту ситуация вполне серьезные коррективы. Фико наивно полагает, что ночные клубы нужны любой власти (как тут не вспомнить культовое «Кабаре» Боба Фосси). Но в этой части он ошибся, ибо изначально не видел «национального унижения», когда заморские гости превратили его страну в один большой бордель.