Найти тему
Искусствовед Успенский

Василий Рождественский - самый неизвестный среди известных художников

Продолжение. Предыдущая часть

В. Рождественский. Два натюрморта 1918 г.
В. Рождественский. Два натюрморта 1918 г.

В первый послереволюционный год в Москве проявляются «Бесконечные проекты в искусстве, фантастические теории, масса «измов»: реализм, натурализм, кубизм, конструктивизм и т.д.» – так, с плохо скрываемым раздражением, Рождественский описывал обстановку начала своей педагогической деятельности. В бывшем Училище живописи, ваяния и зодчества, переименованном в «Государственные свободные художественные мастерские» он ведет свою мастерскую на живописном отделении, входит в состав правления, его коллеги-преподаватели – К. Коровин, А. Архипов, К. Малевич. К концу учебного года Рождественский чувствует тоску определенного толка: «Теории вытеснялись весенними бодрящими настроениями, начинало тянуть к природе»[i]. Распахнув окно первый раз после зимы, он уже не хочет его закрывать и лучшие натюрморты свои пишет на подоконнике. В «Весне» 1918 г. не интерьер выходит в пейзаж, а пленэрный простор раскрепощает небольшое пространство вокруг хрустальной вазы с одинокой розой. Автор здесь видит «в маленькой дозе сюжет»[ii], внутри которого можно разглядеть личный мотив – желание работать с пейзажем, оставив натюрмортные штудии последних лет. В «Натюрморте с красным кувшином» 1918 г. хрусталь также выставлен на окне, но задача у него совершенно иная, чем была прежде.

В. Рождественский. Весна. 1918.
В. Рождественский. Весна. 1918.

Стеклянная ваза или бутылка – фирменный элемент в натюрмортах «русских сезаннистов», как объяснял Фальк: «Прекрасная форма — простая и певучая, а главное — пропускают свет, и он сверкает и звенит. Мы все, „бубновые“, любили их писать»[iii], и говорил он это о натюрмортах Рождественского 1912–1913 годов. Теперь же граненые сосуды ничуть не деформированы, строго симметричны и лишь обманчиво кажутся прежними апологетами кубизма, напротив, они написаны с почти документирующим реализмом. Зато урбанистический пейзаж и даже плоскость подоконника травмированы стилизацией, будто эффект хрустального переполоха перекинулся на них, сбивая линии и рассыпая плоскости. Городская среда не дорога художнику, он деформирует ее ради световых и цветовых акцентов, как и многие его товарищи. В это время в живописи очертания слетали со всех предметов – ветер кубизма гулял по русскому искусству. Художники перестали доверять контуру, предметы стали рывками протискиваться в пространство, появился прием «сдвиг» – идея движения требовала нового приема. Рождественский не жалеет подвергать активной деформации утомившую его городскую среду, но бережно вытачивает форму предмета.

В. Рождественский. Красный кувшин. 1918
В. Рождественский. Красный кувшин. 1918

Осенью 1918-го было образовано центральное учреждение Советской России по закупке произведений современных художников – Музейное бюро. В его структуре также находился Государственный музей живописной культуры, в первый список закупки которого вошли 38 художников: от Малевича и Филонова до Пикассо и Дерена[viii]. Среди этого «первого эшелона», составленного Малевичем, значился и Рождественский – годы военной службы не умалили его известности и значимости как одного из ведущих художников современности. У него было приобретено десять работ, половину из которых разместили в постоянной экспозиции МЖК.

В. Рождественский. Цветы на окне. 1919.
В. Рождественский. Цветы на окне. 1919.

Ведущие живописцы-преподаватели ГСХМ летом 1918 г. обретают свой «Барбизон» в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, место, которое еще в дореволюционные времена было облюбовано известными русскими пейзажистами. Рождественский селится в одной из небольших брошенных усадеб на берегу озера Удомля. Он осваивается в новых условиях не спеша, для начала пишет натюрморты, и сразу же в «Цветах на окне» 1919 г. заявляет о себе экспрессивная манера письма, сочная и цельная, утверждающая приоритет цвета и света над формой. Художник ведет здесь жизнь более дачную, чем пленэрную: рыбачит, гуляет, охотится, заходит на чай к соседям-живописцам Коровину и Архипову, и восторженно описывает здешнюю природу, «перед которой человек стоит в очаровании!»[ix]. И когда появляется возможность организовать в Удомле отделение ГСХМ, он охотно соглашается работать здесь, совмещая эту должность с преподаванием в Москве. Филиал устраивается в усадьбе «Чайка» художника В. Бялыницкого-Бируля. В свободное от уроков время Рождественский пишет не торопясь и не считая сеансы, но зачастую предпочитая живописи вылазку на рыбалку.

В. Рождественский. Мальвы. 1919
В. Рождественский. Мальвы. 1919

Пейзажи первого года жизни в Тверской губернии осторожны даже по выбору мотива, умеренны по композиционным решениям, живописец подстраивает свой глаз и обновляет свою манеру без торопливости или азарта, погружение в природные ритмы отменяет формализованные схемы и рецепты: «Реальность настолько прекрасна, что нет желания видоизменять ее»[x]. Усиливается декоративное начало в летних пейзажах, в зимних длительность работы над ними укрепляет мастеровитость за счет свежести цвета. Рождественский как художник осваивается с незнакомой натурой постепенно и с оглядкой, как человек вливается в новые жизненные обстоятельства быстро и непринужденно.

В. Рождественский. Сад .1918.
В. Рождественский. Сад .1918.

Прежние формальные приемы отступают перед восхищением реальностью, пространственные схемы уходят, освобождая место для новой живописи Обновляется и манера письма, в которой всё отчетливей заметно пластическое начало органического, а не геометрического толка. Плавкая фактура мазков, их своеобразная «чешуйчатость», подобная обновляющейся коре молодой сосны, с мягкими контурами пятен краски, будто растущими и сменяющими друг друга уже в законченном полотне, удивительно сохраняющем природную подвижность. Уверенность в такой живописной фактуре утвердится не сразу и не для всех мотивов, до конца 1920-х годов Рождественский будет работать и в более жестких, конструктивистских манерах письма, всегда исходя из наблюдений натуры и всё более следуя естественным ритмам природы.

В. Рождественский. Усадьба "Чайка". 1920.
В. Рождественский. Усадьба "Чайка". 1920.

Преподавательские обязанности нисколько не затрудняют Рождественского, в его «Записках художника» он ни разу не досадует на уроки или общественные дела, отвлекающие от личной творческой практики, которая входит в сезонный режим: «В мастерских каникулы, можно свободнее заниматься живописью»[xii]. За этим стоят и свойства характера и, вероятно, наследственность: трое его братьев работали учителями, отец также преподавал в духовном училище. Училище в «Чайке» состояло из живописных и ремесленных мастерских. Рисованию учили вышивальщиц, сапожников, шорников и столяров, после посещения ученических выставок крестьяне соседних деревень даже делали заказы по выставленным образцам – здесь воплощались на практике советские социальные доктрины, в которых, в частности, принцип коллективизма наследовал русской соборности, а в целом этика нового строя не вступала в декларативное противоречие с традиционными христианскими заповедями.

Поведенческие привычки и человеческая натура Рождественского оказались родственны месту его поселения, он разговаривал с крестьянами на одном языке и практически не отличался от вышневолоцких охотников и рыбаков. Такую ситуацию невозможно назвать сближением творческой интеллигенции с народом, поскольку этот художник как вышел из народа, так от него уже не отдалялся. Будущие долгосрочные экспедиции по Советскому Союзу, от Крыма и Средней Азии до Поморья и Алтая не станут поисками вдохновляющего Арля или девственной Полинезии, Рождественский приживался и способен был работать там, где ощущал гармонию между людьми и природой, – ученые называют такое единство кормящим ландшафтом, вмещающим этнос. С известным допуском можно сказать, что художник схожим образом промышлял и «кормился» в этих ареалах, производя там продукт своего художественного ремесла.

В. Рождественский. Автопортрет. 1920.
В. Рождественский. Автопортрет. 1920.

«Автопортрет» 1920 г. невозможно назвать лишь портретом охотника, которые «могут просыпаться вовремя и без будильника»[xiii], что подмечает за собой и Рождественский. Ягдташ, тетерев и ружье фоном не дают отвлечься от цепкого взгляда персонажа, который смотрит и прицеливается много дальше обычного промысловика. Художник набирает в это время опыт вживания в природную среду, которая постоянно приносит ему главную добычу: натурные впечатления, воплотившиеся затем в отдельные образные находки и целые композиции, как изобразительные, так и литературные. В эти годы формируется и крепнет его поэтика натурфилософа.

Продолжение здесь.

Видео об одном натюрморте Василия Рождественского

[i] Рождественский В.В. Записки художника. М.: Советский художник. 1963. С. 52.

[ii] Василий Васильевич Рождественский. Ф.2950 оп.1 ед.хр.85. 1-я тетрадь. С. 19.

[iii] Щекин-Кротова А.В. Лирические комментарии к выставке Роберта Рафаиловича Фалька // Роберт Фальк. Каталог. ГТГ. М. 2021. С.278.

[iv] Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А.В.Щекин-Кротовой. М., 1981. С. 11.

[v] Пастернак Б.Л. Детство Люверс / Пастернак Борис. Воздушные пути. М., 1983. С.66.

[vi] Левченко Ян. История и фикция в текстах В. Шкловского и Б. Эйхенбаума 1920-е гг. СПб.: Свое издательство, 2010. С.37.

[vii] Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. С. 487.

[viii] Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры. М.: ГТГ. 2019. С. 12.

[ix] Рождественский В.В. Записки художника. М.: Советский художник. 1963. С. 53.

[x] Рождественский В.В. Записки художника. Ук. соч. с. 60.

[xi] Рождественский В.В. Записки художника. Ук. соч. с. 61.

[xii] Рождественский В.В. Записки художника. Ук. соч. с. 67.

[xiii] Рождественский В.В. Записки художника. Ук. соч. с. 62.