Найти в Дзене
Загадки истории

Зачем русские моряки уничтожали собственные корабли?

Оглавление

За многовековую российскую историю наши моряки несколько раз сами топили собственные корабли. Причем делали это по разным причинам. О том, когда и для чего это всё было – читайте в статье.

В ходе Крымской войны и позже

В Ходе Крымской войны идея затопить российские корабли в Севастопольской бухте пришла в голову Александру Меншикову, который командовал российскими войсками в Крыму.

Странная, на первый взгляд, мысль. Но было в ней рациональное зерно. Меншиков рассчитывал закрыть вход в бухту для кораблей противника, чтобы не готовиться к отражению атак с двух сторон.

Многие морские офицеры заявили, что толку от этого будет мало. Но все же пожелание Меншикова было исполнено. Корабли затопили в бухте. Однако буря разметала этот барьер. Ничего толкового на деле не вышло.

11 сентября 1854 года семь российских кораблей пошли на дно там же. И опять идея не принесла никакого результата. Всё было бесполезно.

В 1855 году еще группу кораблей затопили.

Доктор исторических наук Александр Окороков приводит в своих трудах список кораблей, которые затопили в 1854 году:

· 15 боевых кораблей;

· 7 фрегатов;

· 4 корвета;

· 8 бригов;

· 4 шхуны артиллерийского назначения;

· 4 тендера;

· 2 яхты;

· 6 пароходофрегатов;

· 12 пароходов;

· 4 транспорта;

· 18 купеческих судов;

· 11 вспомогательных.

Целый флот. Понятно, что было всё сделано ради блага России. Но как-то даже жалко.

Ушел под воду тогда корабль первого ранга «Двенадцать апостолов».

В 1855 году было затоплено 50 кораблей.

В 1920 году белогвардейцы решили заблокировать Керченский пролив. В районе мыса Еникале они затопили эскадренный броненосец «Ростислав».

Чтобы не отдать врагу

В 1855 году, когда российские войска уходили из Севастополя, в бухте у города были затоплены остатки Черноморского флота. С собой корабли забрать не представлялось возможным. Оставалось только лишь их затопить.

А в 1856 году был затоплен знаменитый фрегат «Паллада». В 1855 году его спрятали в Татарском проливе. Позже было принято решение затопить корабль, чтобы он не достался врагам.

В целом такие действия можно понять и оправдать. Я представляю, насколько тяжело было морякам прощаться со своими кораблями. Но это была необходимость. Иначе не получалось.

Тяжелее было б, если б корабли захватил враг и стал использовать их против России. Смена названия, смена флага. Нет, этого российские моряки допустить не могли.

18 июня 1918 года были затоплены 15 кораблей Черноморского флота, которые большевики не представляли, как спасти. Был заключен с немцами Брестский мирный договор. Кайзеровцы могли нагрянуть в Ростов-на-Дону. Поэтому Ленин и Троцкий распорядились затопить корабли в Цемесской бухте (Новороссийск). При этом офицерам-морякам дали право провести голосование относительно судьбы военных кораблей.

19 июня 1918 года недалеко от Туапсе был затоплен эскадренный миноносец «Керчь».

В ноябре 1920 года барон Врангель приказал затопить канонерские лодки «Б-4» и «К-1».

Есть версия, якобы большевики договорились с Антантой о затоплении кораблей. Цель - ослабление России. Но, как представляется, у Ленина с товарищами просто не было другого выхода. Хотя Россию события, произошедшие 18 и 19 июня 1918 года действительно ослабили.

-2

Затопления в процессе боев

Речь не о тех случаях, когда враг топил наши корабли. Я сейчас приведу конкретные примеры, и всё станет понятно:

1. 14 августа 1904 года броненосный крейсер «Рюрик» вместе с крейсерами «Россия» и «Громобой» вступил в неравный бой с японскими крейсерами. Наши моряки отважно сражались. Но перевес был на стороне моряков Страны восходящего солнца. В конечном итоге старший офицер Иванов, понимая, что сражение проиграно, приказал открыть кингстоны.

2. Известна история крейсера «Варяг», который не сдался врагу. Моряки предпочли уйти с честью, нежели сдаваться позорно в плен.

Много еще наших кораблей было затоплено в ходе Русско-японской войны. Я считаю, моряки поступали правильно.

По договоренности

В 1956 году в Баренцевом море Советский Союз затопил группу кораблей, потому что была договоренность с американцами. СССР должен был уничтожить военные корабли, полученные по ленд-лизу.

В Японском море в это же время крейсер «Адмирал Синявин» расстрелял несколько тральщиков. В Татарском проливе под воду отправили пять десантных судов.