Недавно, на канале «Психолог из детсада» была затронута тема интроверсии, при обсуждении вопроса, почему ребенок может мало общаться со сверстниками и практически не участвовать в утренниках в детском саду. Кому интересно, ниже по ссылочке, прочтите.
Статья вызвала интерес, поэтому продолжим и поговорим, как быстро вычислить экстравертов и интровертов в группе детей.
Ганс Айзенк, создатель знаменитого теста интеллекта, замеряющего IQ, работал много и над изучением типизаций характеров. Он доказал, что интроверсия и экстраверсия – детерменированны генетически. У людей этих двух типов разная степень изменчивости коркового возбуждения. То есть ребенок уже родился таким, а значит, пронесет эту направленность через года. Она будет отражаться практически во всём:
- одежда: экстраверты чаще любят наряжаться, уделять внимание декоративным деталям, интроверты предпочтут практичность, удобство.
- музыка: интроверты больше реагируют на более мелодичную, глубокую мелодию; экстравертов зажигает ритмичная, быстрая музыка
- предпочитаемый интерьер: «замкнутый» с уютными уголками, плотными шторами и закрытыми дверями – рай для интроверта; экстраверты предпочитают большие, незанавешенные окна, светлые пространства, оригинальные украшения, двери нараспашку.
Опросники, существующие в психологии, для выявления преобладания экстравертивных-интроверсивных черт используют лексические данные (утверждения типа «Меня можно назвать разговорчивым», «Я больше сдержанный, чем разговорчивый») и психометрические свойства.
К свойствам относят, например, стремление экстравертов к социальной активности для стимуляции собственного уровня возбуждения: на празднике они быстрее выйдут на танцпол, чтобы зажечь себя и создать праздничное настроение. Интроверты, наоборот, будут избегать излишней соцактивности, чтобы контролировать уровень своего возбуждения, а, следовательно, не терять контроль над ситуацией.
В дифференциальной психологии есть исследования, как эти типы личностных черт связаны с темпераментом, и указывается, что в результате социального развития, взрослея, человек, будучи экстравертом, может вести себя, как интроверт в определенном случае. При этом в душе оставаясь тем, кто он есть.
Среди группы детей, экстравертов и интровертов можно быстро вычислить по определенным реакциям. Экстраверты первыми бегут обниматься при встрече, и после «коротких» объятий сразу же переходят к общению. Начинают рассказывать, о недавних новостях. Причем, повествуемые события из «внешней» области, т.е. связаны с какими либо действиями:
– А у нас вчера кошка родила котят.
– А мне мама купила новую заколку, хотите, покажу?
– Сережа принес в садик новую машинку, а мне не дал.
Интроверты тоже любят обнимашки, но чаще льнут в спокойной обстановке и предпочитают долгие телесные контакты. Например, обнявшись, могут подолгу слушать чтение сказки.
Сообщая те же самые новости, из примера выше, ребенок-интроверт будет сигналить о своём восприятии (видел, слышал и т.п.) и о чувствах, которые событие вызвало:
–Я видел, что вчера кошка родила котят, они такие беспомощные.
– Мне мама купила новую заколку, она очень похожа на настоящую розочку.
– Сережа мне не дал машинку, зачем он её принес, раз не хочет делиться?
Учитывая направленность личности, взрослые быстрее могут наладить контакт с ребенком. Важно не требовать от него на авторитарной позиции то, что ему не свойственно. Прежде всего, нужно разглядеть, что уже дала человеку природа, тогда и воспитательную стратегию можно подобрать точнее.
С уважением, ваш Психолог из детсада.