Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 17-ой главы Евангелия от Луки.
Восемнадцатая глава начинается с притчи о судье,
“который Бога не боялся и людей не стыдился” [Лука 18:2].
И к нему регулярно приходила женщина и просила защитить. Судья долго ее игнорировал, но потом она все же его допекла, и он решил:
“эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне” [Лука 18:5].
Христос недоволен таким решением:
“слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?” [Лука 18:6-7].
Так я не поняла: судье не надо было женщину защищать?
Следующая притча о фарисее и мытаре. Первый уверен в своей праведности и в храме благодарит Бога за то, что он лучше других. Второй, там же, лишь просит у Бога милости. Кто же из них будет больше оправдан перед Богом?
“Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” [Лука 18:14].
Получается, что мытарь больше будет оправдан перед богом, чем фарисей.
Данный евангелист повторяет фразу, известную нам по 18 главе Евангелия от Матфея и 10 главе Евангелия от Марка:
“Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него” [Лука 18:17].
Автор третьего Евангелия пересказывает и еще одну историю, уже знакомую нам по двум предыдущем Евангелиям. В 19 главе от Матфея и 10-ой от Марка говорилось о богатом человеке. Он приходит к Иисусу и спрашивает:
“что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” [Лука 18:18].
Христос уточняет:
“знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою»” [Лука 18:20].
Мы с вами помним, что это пять из 10 заповедей, полученных Моисеем на горе Синай для еврейского народа. Человек отвечает, что он им следует. Спаситель добавляет:
“ещё одного недостаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною” [Лука 18:22].
Богач расстраивается, а Иисус резюмирует:
“как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” [Лука 18:24-25].
И снова люди вокруг удивились и спросили:
“кто же может спастись?” [Лука 18:26],
а он ответил:
“невозможное человекам возможно Богу” [Лука 18:27].
Петр уточняет, будут ли им бонусы за то, что оставили все? Христос говорит:
“Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной” [Лука 18:29-30].
Спаситель отзывает в сторону 12 апостолов и прямым текстом говорит им о судьбе, которая ждет его в Иерусалиме,
“Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного” [Лука 18:34].
В конце главы Иисус, по дороге к Иерихону, исцеляет слепого, после того как тот называет его:
“Иисус, Сын Давидов!” [Лука 18:38].
Тот же случай описан у Марка в 10 главе, а у Матфея в 20-ой - похожий, только слепых там двое.
Тут давайте прервемся до следующей публикации. На очереди у нас 19-ая глава.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь