Найти в Дзене
diletant.media

Распутин позирует Науму Аронсону

«Благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз». Этот бюст часто называют единственным прижизненным скульптурным портретом Григория Распутина, созданным с натуры. И уж точно это единственная широко известная фотография фаворита императорской семьи, позирующего скульптору. Наум Аронсон встречался с одним из самых влиятельных и самых ненавидимых людей в Петербурге по просьбе высочайших особ - в некоторых воспоминаниях ссылаются на волю самой императрицы Александры Фёдоровны. Где проходила встреча, не вполне ясно. В столице у Аронсона была своя мастерская, но это могла быть и квартира "старца". Распутин позировал одновременно и скульптору, и фотографу - этот кадр впоследствии был растиражирован, он использовался, например, как открытка. Чаще всего - в обрезанном или отретушированном виде. Из тёмного дверного проема вымарывали голову некоего мужчины, в котором можно признать телохранителя Распутина. Распутин позирует Науму Аронсону. (Pinteret) Сам бюст был готов уже к середине июля 1915 года. Журнал "Искры" напечатал в выпуске от 12 числа фотографию скульптурного изображения с короткой заметкой о том, что Григорий Распутин готовит книгу "Мои мысли и размышления", а скульптор Аронсон "сделал бюст старца в новой для него роли писателя". Спустя полтора года, 17 декабря 1916 года по старому стилю, Распутин был убит: заговорщики отравили фаворита, расстреляли его из револьверов и избили до смерти. Бюст в Петербурге не остался - Наум Аронсон забрал его с собой во Францию (он считался парижским скульптором). В 1926 году в эмигрантской газете "Возрождение" встречалось упоминание об этой работе: "Знакомые черты: как будто примасляные, гладкие косички волос, благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз". В тридцатые годы бюст вместе с другими работами Аронсона выкупил Тель-Авивский музей изобразительных искусств. Что касается скульптора, то он пережил и Первую мировую, и российские революции. Он застал начало Второй мировой и был вынужден бежать из ставшего ему родным Парижа. Умер Наум Аронсон в 1943 году в Нью-Йорке в возрасте 70 лет.