Найти тему
Ленинка

Смерть в Чулимске, которой не случилось

Александр Вампилов написал пронзительную историю о любви и человеческом одиночестве. С названием произведения дело не заладилось. Первоначально его нарекли «Валентина», потом «Лето красное — июнь, июль, август…». Незадолго до смерти Вампилов окончательно определился и назвал пьесу «Прошлым летом в Чулимске». Она вышла в свет уже после гибели своего автора.

Юрий Квасов. Александр Вампилов. Осенний этюд. 1997. Источник: https://vampilov-irk.ru/gallery.htm?action=show_album&id=13#prettyPhoto
Юрий Квасов. Александр Вампилов. Осенний этюд. 1997. Источник: https://vampilov-irk.ru/gallery.htm?action=show_album&id=13#prettyPhoto

Чулимск — таёжный райцентр, глубокая провинция со своим бытом, порядками, людьми. А по большому счёту — глухомань. Здесь и поселил драматург своих героев. Некоторые исследователи творчества Александра Вампилова отмечают, что это захолустье является для персонажей «исцеляющей пустонью», «целительной вампиловской глубинкой».

Главная героиня — восемнадцатилетняя девушка Валентина, работающая официанткой в чайной и проживающая вместе со строгим отцом, который мало интересуется душевными переживаниями своей дочери. Вокруг неё разворачивается основное действие, переплетаются судьбы окружающих её людей.

Кадр из кинофильма «Валентина» (1980). В роли Валентины — Дарья Михайлова. Источник: https://litobozrenie.com/2019/01/aleksandr-vampilov-proshlym-letom-v-chulimske-ii-chast/
Кадр из кинофильма «Валентина» (1980). В роли Валентины — Дарья Михайлова. Источник: https://litobozrenie.com/2019/01/aleksandr-vampilov-proshlym-letom-v-chulimske-ii-chast/

Любовь становится лакмусовой бумажкой, которая определяет характер того или иного персонажа, потому что выражается она у всех по-разному: Хороших и Дергачёва переживают многолетнюю драму своих отношений, Кашкину захватывает ревностная любовь, Пашку обуяла страсть к Валентине и больное собственичество, у Шаманова появляется проблеск надежды на настоящие чувства и другую жизнь:

Я благодарю судьбу, плюю на предрассудки, хватаю девчонку и — привет! Я начинаю новую жизнь.

Сама Валентина любит Шаманова бескорыстно, тихо, не напоказ. При этом всё окружение девушки — эгоистичные, нечуткие люди. Это подтверждается очень важным эпизодом со сломанной калиткой в палисаднике, которую Валентина чинит каждое утро. Идущие в чайную люди ежедневно выбивают штакетник, срывают с петель калитку, срезая путь. Никто не понимает смысл её труда, потому что он, по сути, сизифов. Мечты Валентины о цветах за надёжной оградой пока так и остаются мечтами. Но в этой истории проявляется не только сильный характер героини, который, на первый взгляд, чувствительный и мягкий, но и бесконечная вера в людей.

Источник: https://law74gor.livejournal.com/tag/ссср
Источник: https://law74gor.livejournal.com/tag/ссср

Именно эта вера в человеческое добро сыграет с Валентиной злую шутку. Пожалев Пашку, который постоянно добивается её внимания, она соглашается пойти с ним на танцы, не догадываясь о намерениях парня. Её любимый человек на это время устранился стараниями Кашкиной, которая из-за ревности решается на обман.

В первом варианте финала пьесы Валентина, после совершенного над нею насилия, кончает жизнь самоубийством, которое ложится на всех тяжёлым грузом вины. По задумке автора, она должна объединить героев трагедии, потому что совокупность их поступков ведёт к гибели Валентины:

Мы виноваты. Все виноваты. Слышь, Павел. Все причастные. Все будем отвечать.
Вампилов А. Драматургическое наследие. Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 2002. С. 678
Кадр из кинофильма «Валентина» (1980). В роли буфетчицы Хороших — Инна Чурикова, в роли Пашки — Сергей Колтаков. Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/45655/
Кадр из кинофильма «Валентина» (1980). В роли буфетчицы Хороших — Инна Чурикова, в роли Пашки — Сергей Колтаков. Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/45655/

Однако от такого завершения пьесы драматург отказался. Он мучился, чувствовал себя «скверно потому, что позволил себе усомниться в своей героине, поверить, что — да, сломали». Сильный характер и цельность девушки не могли позволить ей сдаться.

В каноническом финале пьесы Валентина, выйдя утром во двор, берётся чинить палисадник — реанимирует мечты о красоте и веру в людей. Александр Вампилов считал, что только так и могло произойти в жизни, что именно так выглядит правда:

Все лучшие известные писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше ни меньше — только правду. В двадцатом веке этого достаточно для того, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны.

И вот что интересно. Если бы Вампилов оставил первый вариант финала, то результатом стали бы общая вина и нравственное перерождение окружающих. В нынешнем окончании пьесы эта трансформация тоже происходит. Только вина уже не коллективная, а индивидуальная. И духовное перерождение выглядит как выбор дальнейшего пути в жизни: Пашка уезжает из Чулимска, понимая, что насильно мил не будешь; Шаманов намерен вернуться в город для завершения дела, которое казалось безнадежным; отец Валентины осознаёт, что душевные переживания его дочери намного глубже и серьёзнее.

Финальная сцена кинофильма «Валентина» (1980). В роли Валентины — Дарья Михайлова. Источник: https://programma-peredach.com/kanal_otr-plus4/valentina/
Финальная сцена кинофильма «Валентина» (1980). В роли Валентины — Дарья Михайлова. Источник: https://programma-peredach.com/kanal_otr-plus4/valentina/

Завершить статью хочется шуточным, но очень точным изречением Станислава Ежи Леца:

Часто бывает так, что автор, неспособный придумать концовку пьесы, вместо себя убивает героя.

Заказать произведения Александра Вампилова можно в электронной библиотеке РГБ:

Александр Вампилов : в 2 т. / вступ. ст. В. Курбатова. — Т. 1 : Утиная охота : пьесы / прим. Б. Ротенфельда. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987.

Александр Вампилов : в 2 т. / вступ. ст. В. Курбатова. — Т. 2 : Стечение обстоятельств : Рассказы и сцены. Фельетоны. Очерки и статьи / прим. Б. Ротенфельда. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988.