Найти тему

Кисти - рабочий инструмент художника.

В одной из предыдущих статей была затронута тема поиска формы движениями кисти, в её продолжение хочу сказать о рабочих инструментах – собственно кисточках. Пробежимся по размерам, свойствам и содержании кистей в порядке. (В интернете много информации по материалам, но я пишу о том, что использую лично я в своём творчестве).

Чтобы использовать возможности кисти максимально, чтобы красочный слой ложился качественно, и работа была выразительной, необходимо использовать кисти разного размера – широкую, среднюю, и небольшую для деталей.

Есть такой момент в работах начинающих, когда вся поверхность работы пестрит, покрыта движениями мелкой кисти – и передний план, и дальний, и вся поверхность предмета... (а ведь иной раз есть и попытки раскрыть тонкой кистью подмалёвок…) Производит не очень благоприятное впечатление, причём не всегда можно объяснить самому себе, что не так в работе, почему не нравится результат.

А не так именно это – нельзя всё подряд писать одной тонкой кистью, даже если это не начало работы, а уже завершающие слои. Размер выбираемой кисти зависит от плана, который пишется (передний или дальний), и от фактуры предмета.

Подмалёвок, безусловно, начинается с широкой кисти, где-то потом часть этих широких мазков останутся в работе, затем продолжается лепка формы кисточками средних размеров, а тонкими кисточками только местами завершим работу, добавив деталей там, где это требуется.

Можно сразу здесь добавить, что желательно для света и тени использовать разные кисти (не размером, а две разные), так как у нас в свет идёт один набор красок, а в тень – могут идти принципиально другие, то не желательно, чтобы эти краски на кисточке смешались и так или иначе попали в работу в виде неряшливого грязного замеса.

Для масляной живописи я рекомендую кисти из натуральной щетины, как круглые, так и плоские. Исключение составляет самая маленькая кисть для деталей – очень хорошо подходит колонок №2.

Кисточки для этюдов и работ средних размеров, около 30х40. Для формата побольше нужно будет добавить кисти ещё бОльшего размера. Правая кисть - колонок №2.
Кисточки для этюдов и работ средних размеров, около 30х40. Для формата побольше нужно будет добавить кисти ещё бОльшего размера. Правая кисть - колонок №2.

Почему только натуральная щетина? Она оставляет фактурный след, более выразительный.
Синтетические же (с оранжевыми волосками) кисти больше подходят для гуаши или «технических работ» (покрытия готовой работы лаком, покраски рам). Они дают неизбежно гладкий мазок.

Кисти должны быть с длинным упругим волосом, то есть не обломанным, не лохматым и не с застывшими остатками краски – такие придётся выбросить (или долго отмачивать в растворе воды и стирального порошка, но после процедуры они могут стать лохматыми и пригодными не для всех действий).

Ручки я выбираю всегда длинные - так удобнее находиться на расстоянии от работы.

Для того, чтобы кисти оставались как можно дольше в рабочем состоянии, их нужно мыть не откладывая, непосредственно после работы – сначала сполоснуть в разбавителе (например, уайт-спирите), потом помыть мылом.

А уж если завернуть щетину в мокрую бумажку, чтобы при высыхании кисть сохранила чёткую форму – будет и вовсе хорошо. На фото слева - завёрнутые в бумагу плоские кисточки, справа - круглые.

Для плоских кистей делаем плоский "конвертик", для круглых - "кулёчек".
Для плоских кистей делаем плоский "конвертик", для круглых - "кулёчек".

Подытожим: качество кисти имеет значение, подходите к выбору ответственно и содержите кисти в хорошем (рабочем) состоянии, тогда они прослужат долго, а результат работы ими будет радовать глаз!