«В одном из боев командир танкового взвода гвардни лейтенант 1 гв. ОТБр 8 гв. МК Вальдемар Сергеевич Шаландин, находясь со своим танком в засаде, в решающую минуту боя сдерживал колонну вражеских танков. Им было уничтожено несколько вражеских танков и много солдат. В ходе жестокого и ярсстного боя танк тов. Шаландина был подбит и загорелся. Но он не покинул горящего танка, а продолжал уничтожать вражескую технику и солдат. В этом неравном бою он погиб смертью храбрых, проявив геройство и мужество, чем обеспечил успех выполнения поставленной боевой задачи...»
— из приказа Заместителя Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза Василевского о зачислении Героя Советского Союза В. С. Шаландина навечно в списки 1-го ордена Ленина Харьковского танкового училища имени тов. Сталина (17.11.1944).
В 1970-е родители В. Шаландина написали письмо-воспоминание в память о сыне.
ШАЛАНДИН ВОЛЬДЕМАР СЕРГЕЕВИЧ родился 19 декабря 1924 года в г. Ташкенте, УзССР, в семье военнослужащего Советской Армии.
Отец его — ШАЛАНДИН СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, из рабочих, 3 февраля 1918 года ушел добровольцем в Красную Армию и служил офицером в Советской Армии до 1948 года. Мать ШАЛАНДИНА АННА НИКОЛАЕВНА из рабочих — ткачиха.
Все детство ВОВЫ прошло в среде военнослужащих, и это больше всего повлияло на его дальнейшее воспитание и привило ему с детства любовь к военному делу. Будучи малышом, дошкольником он любил все военное, все свои игры проводил по-военному, очень любил военную форму.
До 1932 года жил в Средней Азии, в Ташкенте, Намангане и Коканде, где в то время служил его отец. В мае месяце 1932 года переехали на Украину в г. Васильков Киевской области, куда была переведена войсковая часть, где служил его отец.
Учиться он начал в 1932 г. при полковом клубе, так как в то время в Василькове не было русской школы.
В эту зиму 1932 года ВОВА впервые начал учиться ходить на лыжах. В январе 1934 года отца перевели на службу в г. Киев, куда переехала и семья. В Киеве он впервые увидел танки. В Киеве мы жили около войсковой части, и ребята, дети командиров все свое свободное время проводили в ДКА танковой бригады: смотрели кинокартины, занимались в спортгородке и в стрелковом кружке изучали оружие и стреляли из малокалиберного оружия.
В Киеве ВОВА продолжает учиться в школе. Вступает в пионеры. Начинает самостоятельно читать книги и увлекаться подвигами ЧАПАЕВА, изучает СУВОРОВА и КУТУЗОВА. Начинает систематически заниматься физической культурой, а зимой увлекаться лыжным спортом.
Организует отряд «Чапаева» и возглавляет его, у них появляется пулемет (макет) системы Максима и самодельное оружие. Этот отряд, которым он командовал, очень долго существовал, даже тогда, когда в летние каникулы ребят отправляли в пионерские лагеря. Его так и звали ВОВКА «Чапай».
Многие жены командиров приходили ко мне чтобы я уговорила ВОВКУ принять их ребят в его отряд. Учился в школе хорошо, был очень скромен и вежлив, никогда не жаловался, что его обижают, очень не любил когда ему подсказывали на уроках. Учился со 2-го до 6-го класса в г. Киеве до 1937 г., а седьмой класс ему пришлось учиться в городе Бердичеве, так как в марте 1937 года войсковая часть, где служил его отец, была передислоцирована из Киева в Бердичев.
В г. Бердичеве мы жили в расположении частей, в трех километрах от города, и школа, где учились дети, тоже была близко от части, поэтому вся жизнь, как школьная и внешкольная проходила в районе войсковой части, а массовая и культурная работа при ДКА бригады.
Ребята все свое время свободное от занятий, проводили в кружках, физкультурном, по изучению оружия и стрельбе и материальной части танков.
Вова очень увлекался этими занятиями, он научился отлично стрелять из винтовки и на проводимых соревнованиях занимал первое место. Хорошо изучил материальную часть танка БТ-7, и с любовью увлекался военной техникой.
В Бердичеве, где мы жили, метрах в 200 протекала река Гнилопять и летом 1937 года ВОВА и его товарищи учились плавать и впоследствии он систематически занимался водным спортом, а когда переехали в Москву, Вова водным спортом занимался и в зимнее время, посещая водную секцию при автозаводе имени Сталина. В летнее время он продолжал заниматься водным спортом на озере «Сенеж» в лагерях Военной Академии имени Сталина.
В 1939 году нам пришлось по случаю перевода мужа переехать в Москву.
В Москве ВОВА продолжает учиться в 8-м и 9-м классе 427-й школы. В Москве он продолжает заниматься в спортивной секции при дворце пионеров Сталинского района. Сдает успешно нормы на значок БГТО и ГТО 1-й ступени. Принимает активное участие в спортивных соревнованиях и неоднократно получает призы. Зимой систематически проходил тренировки на лыжах, и принимал участие в лыжных кроссах и соревнованиях пионеров и школьников Сталинского района г. Москвы.
Стремление его стать военнослужащим и командиром Советской Армии у него, видимо, зародилось с малых лет. Будучи в Москве, он ни мне, ни отцу ничего не говорил, сам хотел поступить в специальную школу, это мы узнали из оставленных им документов.
Когда началась Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками, ВОВА еще жил в Москве и первое время был с отцом в лагерях.
По прибытии в Москву, он все время, когда были налеты вражеских самолетов на Москву, дежурил на крыше дома и неоднократно сбрасывал и тушил зажигательные авиабомбы. Так продолжалось до дня эвакуации из Москвы. В августе 1941 года нам пришлось эвакуироваться из Москвы в Ташкент. В Ташкент вскоре после нашего отъезда была также эвакуирована Военная Академия имени Сталина, где в то время служил его отец.
Вова в Ташкенте продолжал учиться в 10-м классе 80-й школы. Мысли и стремление попасть, как можно скорее в ряды Советской Армии его не покидали. Он стал просить отца сходить с ним к начальнику Ташкентского пехотного училища имени Ленина и попросить о его приеме. Пришлось исполнить его просьбу. Начальник и комиссар ему разъяснили: в приеме мы тебе не отказываем, но в данный момент принять тебя не можем, потому, что у нас сейчас обучаются старшие возраста 1904-1907 г.г. рождения, а ты молодой и тебе с ними будет учиться неудобно. Приходи к нам в мае месяце, тогда мы будем принимать молодежь. И этими доводами он был, вероятно, убежден.
Мы так же считали, что ему еще рано идти на военную службу. Однако мы в этом ошиблись, он своих убеждений не оставлял и стремился попасть в Советскую Армию. Да обстановка того времени сложилась такова, что занятия в школе проводились ненормально, школьники месяцами были оторваны от учебы на сборе хлопка.
В то время ВОВА познакомился с новым товарищем ЮРИЕМ СОКОЛОВЫМ, который тоже был эвакуирован из Москвы, где учился в артспецшколе.
В начале марта 1942 года он и его товарищ ЮРИЙ СОКОЛОВ, видимо, давно к этому подготовились, но дома о своем решении они никому ничего не говорили, они уехали поездом в город Чирчик с задачей поступить курсантами в первое Харьковское танковое училище имени товарищи СТАЛИНА.
Явившись на прием к начальнику училища, в то время был полковник ДЕЛАКОВ Б. В. и в беседе с ним они добились приема их курсантами в 1-е Харьковское танковое училище имени тов. СТАЛИНА.
Впоследствии ВОВА нам рассказывал, когда уже был принят курсантом 1-го ХТУ им. СТАЛИНА, что в приемной беседе начальник училища задал им один из таких вопросов:
«а если Вас принять, вы потом плакать не будете», — они ответили — «нет, мы будем примерными курсантами», и они действительно оправдали это доверие. Решение начальника училища было принять их курсантами, и им приказали явиться в назначенное время в училище для оформления их курсантами. Так ВОВА и добился своего, о чем все время мечтал.
Приехал домой он нам и заявил, что уезжает в Чирчик учиться в танковое училище.
17 марта 1942 года он уехал в г. Чирчик в Первое Харьковское танковое училище им. тов. СТАЛИНА.
ШАЛАНДИН В. С. был принят курсантом 16-й роты 4-го батальона первого Харьковского танкового училища имени тов. СТАЛИНА. Командир роты — капитан ГУРЕВ, командир батальона — майор БЕЗГИН. В апреле 1941 года он вступает в ряды Ленинского комсомола.
Мне очень часто приходилось ездить в Чирчик, особенно в выходные дни, а его отец в то время работал в Академии имени СТАЛИНА, тоже часть занимался в Чирчике и бывал в танковом училище, где учился сын.
Когда я приезжала к нему, со мной очень часто беседовали его товарищи курсанты, командир 16-й роты капитан ГУРЕВ, который всегда отзывался о сыне очень хорошо, ставил его в пример другим. Курсанты говорили о нем так: «ВОЛОДЯ очень хороший курсант и товарищ, побольше бы нам таких». В училище он учился отлично по всем дисциплинам, оставаясь быть скромным и вежливым в быту, он много помогал в учебе товарищам, вел комсомольскую работу, принимал активное участие в спортивно-массовой работе. Он всегда, когда я приезжала по выходным дням к нему, обязательно что-либо делал, занимался или читал.
В беседах со мной и отцом он нам рассказал только об учебе, никогда не жаловался на трудности, всегда был доволен своей службой и только рассказывал какие успехи имеет в учебе и как ему хочется хорошо знать военное дело и быть достойным курсантом.
Вот однажды он сказал: «вот, погоди мама, когда мы, комсомольцы поедем на фронт, мы остановим фашистских захватчиков и погоним их до Берлина».
Училище он окончил отлично и получил диплом отличника. Ему было присвоено звание лейтенанта.
Председателем комиссии по выпуску курсантов 4-го батальона 1-го Харьковского танкового училища был генерал-майор танковых войск тов. ВЕДЕНЕЕВ — он, присутствуя на экзаменах был очень доволен ответами курсанта ШАЛАНДИНА и когда были закончены выпускные экзамены, генерал вызвал выпускника к себе и с ним беседовал, из беседы с ним он узнал, что он наш сын, а когда уезжал, просил начальника училища, чтобы курсанту-выпускнику разрешили на трое суток отпуск в Ташкент.
По приезду в Ташкент генерал-майор танковых войск ВЕДЕНЕЕВ встретил отца в Академии имени СТАЛИНА и поздравил, заявил — «твой сын учился в танковом училище», отец ответил — «да». «Он окончил училище с дипломом "отлично" и представлен к военному званию лейтенант. Я от всей души, — сказал генерал ВЕДЕНЕЕВ, — желаю ему всего хорошего в дальнейшей службе».
Начальник училища генерал-майор танковых войск тов. ДЕЛАКОВ Б. В., как сообщал нам сын, вызвал его и предлагал оставить его в училище, но сын ответил: «Воля Ваша, но если можно сказать, то я просил бы Вашего распоряжения отправить меня на фронт в Действующую Армию».
12 декабря 1942 года выпускники разъезжались из своего училища и с одной из команд уехал наш сын. Команда в которой он уезжал, была направлена в город Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле они пробыли немного времени, там они получали материальную часть и формировались.
6 января 1943 года в составе маршевой роты он уехал из Нижнего Тагила в Действующую Армию.
По прибытии в Действующую Армию рота, в составе которой был и наш сын, была введена в строй в состав частей Первой Гвардейской танковой бригады. Командир роты был гвардии старший лейтенант БОЧКОВСКИЙ, командир 2-го танкового батальона — гвардии майор ВОВЧЕНКО, командир Первой Гвардейской танковой бригады — гвардии полковник ГОРЕЛОВ В.М.
C фронта Отечественной войны сын нам писал только утешительные письма, он никогда не жаловался на трудности. В его письмах только и было написано, что он всем доволен, здоров и хорошо себя чувствует.
«Я удивляюсь, — писал он в одном из своих писем, — мы зимой живем в машинах, многие болеют, а я нет, это вероятно, потому, что я с малых лет закалял свой организм и систематически занимался физкультурой и здесь, на фронте продолжаю заниматься физической зарядкой».
Он очень гордился, что ему пришлось служить в рядах прославившей себя боевой славой в боях под Москвой Первой Гвардейской танковой бригады. Он нам писал, — «в боях я еще пока не участвовал, но Вы еще услышите о моих делах. Я оправдаю звание гвардейца и честь советского офицера».
Последнее от него письмо было написано нам от 2 июля 1943 года. Больше мы от него писем не получали.
В боях за нашу Родину 6 июля 1943 года наш сын погиб смертью храбрых.
Товарищи похоронили его и его экипаж в районе боя на высоте 245 у села Яковлево Томаровского района Курской области.
Указам Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года Гвардии лейтенанту тов. ШАЛАНДИНУ В.С. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Копию приказа Заместителя Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза Василевского № 63 от 17 апреля 1944 года прилагаем.
ШАЛАНДИНА А. Н. и ШАЛАНДИН С. Г.
☆ ☆ ☆
Рассказ бывшего командира механизированного корпуса Герой Советского Союза Семена Моисеевича Кривошеина о подвиге В. С. Шаландина: