Найти тему
Цельные люди

Что предопределило судьбу Анны Карениной? Светское общество или её природа?

Татьяна Самойлова в фильме "Анна Каренина"
Татьяна Самойлова в фильме "Анна Каренина"

Как часто приходилось слышать мнение, что Анну погубило лицемерное светское общество. Это настолько далеко от истины, что можно утверждать, что живи она в любое время, сложившаяся ситуация подвела бы ее судьбу к такому же итогу.

Общество, в котором заложены определенные ценности и нормы, не может в одночасье отказаться от них. Чтобы изменить какую либо ценность в обществе нужно внедрить целый механизм и последовательную системную тактику. Одного только вызова недостаточно. В те времена и в том обществе, где главной ценностью была семья, пусть даже не идеальная, поведение Анны было воспринято как низкий поступок. Двери приличных домов для Анны мгновенно закрылись, так как никто не хотел демонстрировать своим близким и родным дурной пример, приглашая гостей с разложившимися нравами.

Свои слабости и не самые лучшие качества было принято скрывать, так как обнажать их считалось дурным тоном. Вот и Анне не позволили выставлять непотребное напоказ. Это естественный признак относительно здорового общества

Мнение, что отношение света погубило Анну легко оспорить, так как в романе была ситуация, которая позволила бы Анне благополучно вернуть свое положение в обществе, однако она не воспользовалась им. Это момент личностного распада Каренина, когда тот дал согласие на развод и на все ее требования. И даже сына готов был ей отдать. Но почему-то, узнав об этом, Анна импульсивно отказывается от невероятного счастья, которое как чудо само пришло в руки. А ведь именно этого она так ждала и вдруг меняет решение.

Сложно найти логичное объяснение такому нежеланию воспользоваться ситуацией. Можно было вообще не включать в роман эту линию развития, но сюжет построен именно так, и наше внимание целенаправленно заостряется на этом. Самое поразительное, что уже очень давно это важное обстоятельство все предпочитают игнорировать как досадную помеху, которая не разрешает вынести из произведения ложного вывода.

Анна вымолила прощение Каренина, а потом снова его предает и просит развода. Этим поступком она должна заставить его страдать еще сильнее, но к ее удивлению, всё происходит иначе. Каренин уже давно разбит ее выходками и не способен испытывать потрясений, поэтому без усилий дает все, что ей нужно. И тут Анна, как будто осекается и интуитивно чувствует, что получив все так легко и без чьих-то страданий, затея будто теряет всякий смысл. А значит, подсознательный смысл был в том, чтобы именно принудить и причинить боль. Она будто капризный ребенок, которому важно отобрать игрушку у того, кто отдавать не захочет, чтобы потом посмотреть на слезы и переживания.

И даже если ее бессознательная затея сорвалась, то почему бы ей уже разумно не вернуть положение в обществе? Почему бы не построить свою жизнь с любимым человеком и не осчастливить Вронского? Ведь он мечтал узаконить свою дочь, строил планы на их совместную жизнь, радовался разрешению этого нестабильного положения, в котором он находился.

И вот парадокс, Анна интуитивно нацеливается на новый объект в лице Вронского, в которого она все это время вдыхала жизнь. Отказываясь от развода и от сына, появляется возможность расстроить Вронского и в этом весь выигрыш. По началу, он только слегка раздосадован, так как верит, что она одумается и изменит решение. Потом Вронский начнет тяготиться таким положением, но Анна не соглашается и предпочитает томить и мучить его, не понимая, что он неуязвим и страдать не собирается.

И здесь так наглядно просматривается некая сила изнутри, которая взяла над ней власть и которая воспроизводила все ее действия с одной лишь целью - причинение боли другим. Об этой силе часто в романе упоминал сам Толстой. А в конце романа, когда Анна перестала справляться с этой функцией, эта же сила распорядилась ее участью. Это так напоминает механизм рефлексов кузнечика, пораженного червем, когда он фатально бросается в воду, чтобы паразит смог найти себе нового хозяина.

И вот заглянув глубоко в душу Карениной, которая стала сжиматься от собственных деструктивных поступков, мы видим, что общество никак не влияло на ее судьбу. Оно лишь отражало ей саму себя. Таким образом, Толстой объяснил принцип работы любого тела, которое лишается души.

Предлагаю к прочтению авторские статьи по данной теме:

Эталон разрушительной личности. Вронский из романа "Анна Каренина"

Недооцененный Каренин. Уникальный художественный прием Толстого

Кто скрывается за обаянием Облонского в романе "Анна Каренина"?