Найти в Дзене
VK Play

Короли жанра шутеров: 20 лет Infinity Ward и 15 лет CoD 4: Modern Warfare

Оглавление

Как американская компания сначала «размялась» на шутерах про Вторую мировую, а потом сделала один из лучших милитари-боевиков XXI века

В 2022-ом у Infinity Ward сразу два знаменательных юбилея: калифорнийской компании исполняется 20 лет, а ее главному хиту, Call of Duty 4: Modern Warfare, — 15 лет. Отличный повод вспомнить, как образовалась студия и как она пришла к созданию шутера, который так мощно встряхнул игровую индустрию в 2007-ом, что отголоски ощущаются до сих пор.

Война глазами Спилберга

Корни Infinity Ward и серии Call of Duty уходят в 1998 год, когда на экраны вышел драматический блокбастер Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Фильм с поразительным натурализмом показал ужасы сражений Второй мировой войны и стал одним из главных событий того года в мире кино, поразив как критиков, так и неискушенных зрителей. На фоне триумфа Стивен Спилберг поручил своей студии DreamWorks Interactive развить успех в формате видеоигры — режиссер хотел, чтобы младшее поколение еще ближе познакомилось с подвигами ветеранов Второй мировой.

Так в 1999 году появился шутер Medal of Honor. Игра выгодно отличалась от большинства маскулинных FPS своего времени — вместо агрессивного экшена она предлагала более приземленный и разнообразный геймплей. Проект DreamWorks Interactive выделялся отличной графикой, качественным звуком, тщательно воссозданным арсеналом, дизайном локаций и выверенным темпом. Через год разработчики представили сиквел — Medal of Honor: Underground. Несмотря на то, что дилогия выходила эксклюзивно на первой PlayStation, у нее получилось серьезно повлиять на жанр шутеров от первого лица и подстегнуть глобальную популяризацию сеттинга Второй мировой.

Параллельно DreamWorks Interactive выпустила неудачный экшен по мотивам «Парка Юрского периода» Trespasser. Отдельные элементы игры опережали свое время — например, авторы попытались избавиться от интерфейса, реализовать «честную физику» и масштабные локации. Все начинания сгубило печальное техническое состояние — последствие трудной и хаотичной разработки. Проект с треском провалился и на долгое время стал нарицательным примером. После неудачи с Trespasser Стивен Спилберг охладел к игровому направлению своего бизнеса и продал DreamWorks Interactive и ее активы Electronic Arts.

Medal of Honor 1999 года
Medal of Honor 1999 года

EA сразу задумала познакомить с Medal of Honor ПК-аудиторию. Создание третьей части доверили молодой компании 2015, Inc, которая состояла в основном из бывших модмейкеров и до этого выпустила лишь пакет классных миссий к шутеру SiN. Для должной отработки выгодного контракта владелец 2015, Inc Том Кудирка решает расширить штат сотрудников и нанимает ряд новых специалистов. Среди них Джейсон Уэст, Грант Кольер и Винс Зампелла. Это будущие основатели и творческие лидеры Infinity Ward.

От Allied Assault к Call of Duty

Студия 2015, Inc делает новую Medal of Honor (она получает подзаголовок Allied Assault) два года. Создается игра по заветам серии — разработчики ставят на разнообразие и реализм. И еще — на кинематографичность. В 2015, Inc понимают, что им досталось наследие Стивена Спилберга, и стараются по мере сил соответствовать заданному режиссером уровню зрелищности. Компания даже нанимает того же отставного офицера, который консультировал команду на съемках «Спасти рядового Райана».

Medal of Honor Allied Assault
Medal of Honor Allied Assault

После релиза в начале 2002 года Medal of Honor: Allied Assault собирает вереницы восхищенных отзывов. Журналисты IGN пишут, что это самый важный шутер от первого лица со времен Half-Life. Allied Assault поражает режиссурой, разнообразием игровых ситуаций, атмосферой и смелой структурой — разработчики вместо сквозного сюжета сделали почти бессвязный набор миссий, предлагая то поучаствовать в оглушительно правдоподобной (для своего времени, конечно) высадке на Омаха-Бич, то оказаться в шкуре диверсанта в глубоком тылу врага. Средний рейтинг игры быстро перевалил за 90 баллов, а продажи вскоре после запуска исчислялись миллионами копий. Это был грандиозный успех, который, как и в случае с первыми Medal of Honor, подтолкнул развитие реалистичных шутеров в сеттинге Второй Мировой.

Electronic Arts рада бы сразу запустить в работу сиквел, однако с 2015, Inc происходят странные вещи: ведущие сотрудники, Джейсон Уэст, Винс Зампелла и Грант Кольер, заявляют Тому Кудирке, что они увольняются и открывают собственную фирму Infinity Ward в Лос-Анджелесе (офис 2015, Inc находился в Талсе, штате Оклахома). Оно бы и ладно, но троица также сообщает, что вместе с ними уходит основной костяк 2015, Inc — больше 20 сотрудников. Шокированный Том Кудирка безуспешно пытается засудить бывших подчиненных.

Винс Зампелла и Джейсон Уэст
Винс Зампелла и Джейсон Уэст

Новообразованная Infinity Ward не тратит время на долгое раскачивание и сразу принимается за первый проект — шутер от первого лица в сеттинге Второй мировой под названием Call of Duty. Игра привлекает всеобщее внимание, но вокруг нее много скепсиса: Call of Duty на этапе создания воспринимается как клон Medal of Honor. Притом не слишком изобретательный. Infinity Ward и не скрывала: игра делается по лекалам Allied Assault. Компания готовит набор зрелищных миссий без ставки на связный сюжет. У авторов игры те же приемы, тот же движок и та же цель: создать, прежде всего, впечатляющий игровой боевик.

К осени 2003-го, через полтора года разработки, Call of Duty была готова. И выяснилось, что ее сильно недооценивали. Она оказалась одной лучших игр поколения и одним из самых запоминающихся высказываний в жанре шутеров от первого лица. Infinity Ward на протяжении всего прохождения идеально выдерживала адреналиновый геймплейный темп и талантливо бросала игроков из одной головокружительной битвы в другую.

Call of Duty
Call of Duty

Call of Duty получилась не просто каким-то клоном Medal of Honor: Allied Assault — она была Allied Assault на максималках во всем. Как итог — вновь запредельные оценки, пачка наград «Игра года» и миллионные продажи. После грандиозного успеха Call of Duty издававшая проект Activision поспешила купить Infinity Ward за 5 миллионов долларов. Бобби Котик быстро смекнул, что наткнулся на золотую жилу.

В 2005-ом Infinity Ward закрепила успех еще более масштабной, амбициозной и впечатляющей Call of Duty 2. После нее команда, уже порядком уставшая от Второй мировой, была готова обратиться к современным военным действиям.

Modern Warfare

Интересно вот что: в Infinity Ward хотели показать современную войну еще в первой Call of Duty. Но Activision настояла на сеттинге Второй мировой в надежде повторить успех Medal of Honor: Allied Assault. Владельцы студии чувствовали себя в долгу перед издательством за то, что оно приютило их после ухода из 2015, Inc, и согласились сделать еще один WWII-шутер. Разработчики рассчитывали, что Call of Duty 2 уж точно станет Modern Warfare, однако грандиозный успех первой игры спутал все карты. Тема требовала развития, а тут еще и Microsoft, у которой не получалось выпустить новую Halo к запуску Xbox 360, искала мощный эксклюзив для своей консоли. Корпорация нацелилась на Call of Duty 2, предложив за нее неприлично выгодный контракт. Отказываться было глупо. Тем более у команды после первой части остались нереализованные идеи.

Call of Duty 2
Call of Duty 2

По воспоминаниям разработчиков, в Call of Duty 2 студия фактически исписалась на тему Второй мировой. Сотрудников бросало в дрожь от мысли, что придется сделать еще один шутер в этом сеттинге, в то время как Activision мягко подталкивала Infinity Ward к очередной игре про борьбу с нацистами. На этот раз компания решительно отказалась. Издатель учитывал заслуги, потенциал и амбиции компании, и поэтому не стал навязывать свои порядки. Создание Call of Duty 3 доверили Treyarch, другой дочерней фирме Activision, у которой получился дежурный сиквел без особенных изысков. В будущем Activision для поддержания бесперебойного, ежегодного режима выпуска новых частей Call of Duty продолжит практику чередования студий-разработчиков.

Infinity Ward тем временем разбилась на две внутренние команды — одна занялась совершенно новый игрой, а вторая задумалась, как придать Call of Duty новое «звучание». Смена сеттинга неизбежно повлекла ряд проблем как дизайнерских, так и нарративных. Для начала, в современной истории не было конфликтов, сравнимых со Второй мировой, а случались лишь локальные военные стычки в разных частях мира. Разработчикам это не подходило, поэтому в четвертой части Call of Duty они отступили от историчности и в стиле Тома Клэнси выстроили игру вокруг вымышленных боевых действий, где в основном участвуют подготовленные морпехи и отряды спецназа.

Помимо правдоподобного военного конфликта, Infinity Ward предстояло придумать и убедительных антагонистов. В предыдущих играх с этим не возникало проблем — во Второй мировой были очевидные злодеи, против которых сражался мир, и игрокам лишний раз не требовалось объяснять, почему нацисты плохие.

Для развития своих идей Infinity Ward наняла профессиональных голливудских сценаристов. В четвертой части студия отказалась от структуры бессюжетного набора миссий и стремилась рассказать увлекательную и динамичную историю. Одним из требований к сценаристам у разработчиков было умение создавать «клиффхэнгеры» — то есть грамотно обрывать повествование в кульминационные моменты, чтобы игроки с нетерпением ждали дальнейшего развития событий.

Modern Warfare балансировала между зрелищностью и достоверностью. Infinity Ward в очередной раз обратились к профессиональным военным, которые помогали прорабатывать поведение искусственного интеллекта, разбирали вопросы тактики и координировали процесс захвата движения. Также члены Infinity Ward посещали учебный центр морской пехоты и реальный полигон, где в непосредственной близости наблюдали, как стреляет танк M1 Abrams.

По мере разработки Call of Duty 4: Modern Warfare отнимала все больше сил и требовала максимальной концентрации. В мае 2006 года руководство Infinity Ward приняло решение остановить производство второго проекта, который в студии надеялись выпустить примерно через год после Modern Warfare. Это было трудное, но необходимое решение — новая игра слишком часто отвлекала дизайнеров, что заметно отражалось на Call of Duty 4.

-7

К финишу разработки в студии катастрофически не успевали создать ролики между миссиями. Более того, команда не очень понимала, какими они вообще должны быть. Infinity Ward нравились заставки передачи «Оружие будущего» на канале Discovery. Команда связалась с продюсерами документального шоу и узнала, что ролики создавала английская студия графического дизайна Spov. Разработчики обратились к ней со своими наработками и требованиями, и компания за 2 месяца сделала для Modern Warfare теперь уже известные всем заставки между игровыми миссиями. По воспоминаниям членов Infinity Ward, если бы Spov не справилась, у команды не оставалось времени, чтобы что-то изменить или добавить.

Также разработчики в последний момент поняли, что им не нравится уже записанный голос капитана Прайса. Infinity Ward едва успела найти другого актера и записать новую озвучку. Из-за этого, как считают в студии, несколько пострадала лицевая анимация персонажа.

***

Call of Duty 4: Modern Warfare вышла в ноябре 2007 года и стала грандиозным хитом. Игра наглядно продемонстрировала, как тесно было Infinity Ward в рамках сеттинга Второй мировой. Modern Warfare довела до абсолюта самые известные составляющие серии — скрипты, постановочность, зрелищность, кинематографию, динамичность и разнообразие игровых ситуаций. Также Infinity Ward достаточно неожиданно для многих реализовала в игре один из лучших мультиплеерных режимов в жанре. Четвертая часть окончательно превратила Call of Duty в международный игровой и культурный феномен.

Как Infinity Ward сумела сделать один из лучших шутеров в XXI веке? В чем заключалась формула успеха? В самой компании объясняли, что сложилось несколько важных факторов. Во-первых, команду переполнял энтузиазм создать крутой шутер в новом сеттинге. У нее имелись для этого все ресурсы и навыки.

Перезапуск Call of Duty: Modern Warfare

Во-вторых, технические специалисты Infinity Ward здорово прокачались в работе со студийным движком и хорошо изучили архитектуру Xbox 360 и PlayStation 3. К моменту разработки Modern Warfare коллектив был способен реализовать самые сложные вещи, которым во время создания Call of Duty 2 члены команды только обучались.

Наконец, в студии сохранялся твердый костяк опытных сотрудников — больше 20 человек работали вместе со времен Medal of Honor: Allied Assault. Они хорошо знали инструментарий, трудились в здоровой атмосфере и ими руководили гибкие, творческие начальники с ясным представлением финального продукта. Неудивительно, что в 2010 году, когда Activision уволила Винса Зампеллу и Джейсона Уэста за якобы неподчинение, основной состав Infinity Ward последовал за своими лидерами в Respawn Entertainment.

В 2022 году общий доход от франшизы Call of Duty превысил 30 миллиардов долларов. Activision-Blizzard продолжает активно развивать серию в разных направлениях. Одно из них — это переосмысление Modern Warfare: в 2019 году Infinity Ward перезапустила подсерию, а в 2022-ом выпустила сиквел. Есть все основания полагать, что про Modern Warfare мы еще услышим.