В 1974-м году британская рок-группа Manfred Mann’s Earth Band записала очередной свой эпохальный альбом «The Good Earth», но сам Манфред, аранжируя музыку для этой пластинки, решил попробовать счастья в арт-роке, который тогда набирал силу в США. Однако попытка не удалась, и альбом в Америке «не прокатил», хотя почти сразу же стал классикой, по крайней мере, в СССР.
Манфред Мэнн был очень интересным в СССР персонажем в 70-е годы, когда он со своей группой Manfred Mann’s Earth Band буквально плодил прекрасные альбомы – один за другим, один за другим. Именно альбом MMEB «Nightingales and Bombers» был третьим из тех, которые я впервые услышал в далеком 1976 году, когда решил начать слушать рок-музыку. Первыми были «Burn» Deep Purple и «Третий альбом» The Shocking Blue. Думаю, неплохая компания для начинающего рокера, я даже Led Zeppelin услышал на пару дней позже.
Так вот, этот альбом Манфреда был тогда уже, сразу после своего выхода, непререкаемой классикой и полным убоем, и все с нетерпением ждали очередного творения группы. Правда, когда появился «The Roaring Silence» в 1976-м, высокое мнение советских фанатов Манфреда в отношении его сильно подупало, и альбом ценился только до тех пор, пока он был новинкой, и уже года через два его на «тучах» предлагали чуть ли не в добивку. Это были не те Manfred Mann’s Earth Band, слащавые трели Томпсона мало кого впечатляли, а о слабой работе гитаристов вообще говорить не приходится. Да и настроение музыки стало легким и неудобоваримым для настоящего рокера, воспитанного на настоящей прогрессивной музыке.
Но я немного отвлекся. Следующим альбомом MMEB, который я услышал после «Соловьев», был «The Good Earth» 1974 года. Конечно, он уступал «Соловьям и бомбардировщикам», но не потому, что был хуже, а просто он был менее целеустремленным, каким-то немного расслабленным. Еще чуть позже я услышал «Messin'» 1973 года, и понял, что впечатление не обмануло – «Марсианин» (так его тогда называли у нас) был таким же завороченным, как и «Соловьи», просто немного непричесанным. Да и остальные ранние альбомы группы были «настоящими», а вот в «The Good Earth» чего-то не хватало.
Ну, ясно, что целая треть по времени звучания каких-то госпелов и слишком уж лирических баллад, хоть и хорошо аранжированных клавишными и гитарами, явно не пошла альбому на пользу. К тому же куда-то на задний план отошли барабаны, уступив место какому-то симфоническому фону, который, правда, был заметен и на предыдущем альбоме «Solar Fire», но не был таким всепоглощающим, да и не на всех композициях он появлялся.
Это уже гораздо позже, когда я получше стал разбираться в музыке вообще, и не только в роке, я узнал, что есть такое подразделение прог-рока, как арт-рок, появившееся в Великобритании, а не в США, как многие думают. А это направление держит путь в чистую коммерцию, но все же от своих корней оторваться не может, как дерево, тянущееся к солнцу, потому оно и остается деревом, но сильно уж вытянувшимся. Так же и арт-рок – это прогрессивный рок, который впитал в себя элементы самой разной тогдашней попсы и создав из них себе очень кучерявую верхушку с тропическими бананами и ананасами в ней.
Я, конечно, не скажу, что альбом «The Good Earth» - попса и коммерция, на счастье, альбом полностью в арт-рок прорасти не успел, и основная часть материала конкретно прогрессивная. Но, опять-таки – барабаны отодвинуты на задний план, и это очень сильно портит общее впечатление. Видимо, Манфред, нацелившись на американский рынок и вдохновленный относительным успехом предыдущего альбома в США, решил усилить натиск, введя в музыку даже некоторые элементы джаза. И получилось произведение, которое не только не понравилось американцам, но и вызвало некоторые вопросы у европейских фанатов.
Впрочем, лично я решил вопросы по поводу этого альбома не задавать. Он мне нравится априори, потому что это альбом группы Manfred Mann’s Earth Band 70-х годов, а по сути, у Манфреда в 70-х не было плохих альбомов. Даже те, которые были записаны с Крисом Томпсоном, можно, в принципе, слушать, и они не вызывают того отвращения, как то, что Манфред начал писать в 80-е и позже.
Завершая свои хвалебные оды 5-му альбому группы Manfred Mann’s Earth Band, я сообщу, что я собрал все ее виниловые пластинки, начиная с дебютника, и заканчивая 1980 годом «Chance». Остальные пластинки Манфреда я прикуплю только если найду их по 1 или 2 доллара – больше музыка, записанная на них, не стоит. Думаю, она не стоит и 1 доллара, но я ведь коллекционер винила, и мне хотелось бы собрать всего Манфреда на свою полку.
В чартах США альбом провалился по сравнению с «Solar Fire» очень сильно – 157-я позиция против 96-й у предшественника. Ни в британских, ни в германских, ни в австралийских списках популярности он вообще не появился, как, впрочем, и все предыдущие творения группы. Только вот в Норвегии альбом стал очень популярен, хотя застрял всего на 20-й позиции, но на тамошнем радио пару песен с пластинки крутилось в 1974 году регулярно.
Сторона 1:
1). Give Me the Good Earth (8:30) «Дай мне хорошую землю». Шикарнейшая композиция, я, когда ее впервые услышал в 1976 году, аж заколдобился от удовольствия. По сути, это даже не одна композиция, а целая многочастная сюита с совершенно разными темами внутри. Я как-то послушал оригинал ее от Гэри Райта 1971 года – ну, это не фонтан. Манфред и Ко сделали из этого «не фонтана» совершеннейшую прог-роковую конфетку, без всяких следов арта. Если бы еще и барабаны стучали так же звонко, как в «Solar Fire», то вообще бы шедевр мирового «закрученного харда» получился. На видео внизу - запись репетиции песни «Give Me the Good Earth» в 1973 году.
2). Launching Place (5:50) «Место запуска». А вот это уже настоящий арт-рок в самом своем законченно виде. Интересно, что американцы арт так и не приняли ни от одной британской группы, хотя и переняли его у англичан, тем не менее в Америке ценились только американские артовые группы. Так что как мастерски Манфред и Мик Роджерс не изощрялись в очень громких и выспренных соло на своих инструментах – это на зловредных янки мало подействовало.
3). I'll Be Gone (3:39) «Я уйду». Эта баллада, как, впрочем, и предыдущая песня, была сочинена фронтменом австралийской группы Spectrum Майком Раддом и вышла в 1971 году на одном сингле с «Launching Place». Этот сингл в Австралии возглавил чарты, и обе песни были там очень популярны. Видимо, Манфред подумал, что эти звездоносные каверы вытянут его новый альбом, но не получилось. Баллада вообще-то так себе, веет от нее чем-то фальшивым, и напрасно музыканты извращались, проявляя свое мастерство. Для следующего альбома Манфред выбрал гораздо более крутые каверы.
Сторона 2:
4). Earth Hymn (6:18) «Гимн Земли». Шикарный шедевр всего мирового арт-рока. Самый настоящий гимн самым лучшим образцам рок-музыки за всю ее историю. Что тут комментировать – вот он, настоящий хит пера Манфреда Мэнна. Я имею в виду музыку, потому что стихи написал барабанщик Крис Слэйд. Основная часть композиции переходит в продолжительную инструментальную зарисовку под бешеные барабаны, словно группа устроила гонки на автотрассе, и тут уже никакого арта, сплошной хард. Манфред в своем репертуаре – его соло на синтезаторе выполнено весьма искусно, а Мик Роджерс в финале подхватывает тему и всё завершается улётом куда-то в Космос.
5). Sky High (5:14) «Высокое небо». Еще одна шикарная композиция инструментального типа. Однако тут Манфред и Роджерс (авторы) очень причудливо сплели сразу несколько стилей – и прог, и арт, и хард, а ритм-секция шпарит хоть и бешеную, но сугубо джазовую линию. Игра музыкантов и безупречна, и великолепна, все мощно, пронзительно и убедительно.
6). Be Not Too Hard (4:11) «Не будь слишком жестким». Еще одна нудная и фальшивая баллада в стиле Боба Дилана, хотя сочинил ее Мик Роджерс на стихи какого-то современного британского поэта. Не нравится мне эта композиция, хотя в кульминации соло на гитаре более-менее слушабельно. Ну, это же врожденный гитарный виртуоз Мик Роджерс, он до 1975 года лажу не лабал.
7). Earth Hymn Part 2 (4:15) «Гимн Земли, часть 2». Великолепная космическая кода к композиции №4, и хотя тема одна, но это как бы другое, совершенно уникальное произведение. Манфред тут так разухарился на синтезаторе, слово запускает в Мировое пространство ракету. А может он и на самом деле что-то там пытался запустить, и, скажу я вам, законцовка альбома получилась просто феноменальная.
Нет, вы не подумайте, что я крошу батон на этот альбом. Наоборот, я прославляю его в веках, хотя если бы мне дали мастер-ленты этой записи и хороший режиссерский пульт, то я бы кое-что в саунде поправил очень сильно. Кроме того, я сдвинул бы все три тусклые песни в середину в одну кучу и накалякал бы на них какие-то дополнительные соляки почерками Манфреда и Роджерса, чтобы как-то оживить эту депрессию.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Solar Fire», 1973 г. ~ первый коммерческий успех новой прог-рок-группы Манфреда Мэнна
Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя
«Glorified Magnified», 1972 г. Как Манфред Мэнн записал свой единственный хард-роковый альбом
Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы