Найти тему

Альбом «The Good Earth», 1974 г. – первая серьезная попытка Манфреда Мэнна въехать на арт-роке в Америку

1,1K прочитали

В 1974-м году британская рок-группа Manfred Mann’s Earth Band записала очередной свой эпохальный альбом «The Good Earth», но сам Манфред, аранжируя музыку для этой пластинки, решил попробовать счастья в арт-роке, который тогда набирал силу в США. Однако попытка не удалась, и альбом в Америке «не прокатил», хотя почти сразу же стал классикой, по крайней мере, в СССР.

Manfred Mann’s Earth Band «The Good Earth», 1974 г.
Manfred Mann’s Earth Band «The Good Earth», 1974 г.

Манфред Мэнн был очень интересным в СССР персонажем в 70-е годы, когда он со своей группой Manfred Mann’s Earth Band буквально плодил прекрасные альбомы – один за другим, один за другим. Именно альбом MMEB «Nightingales and Bombers» был третьим из тех, которые я впервые услышал в далеком 1976 году, когда решил начать слушать рок-музыку. Первыми были «Burn» Deep Purple и «Третий альбом» The Shocking Blue. Думаю, неплохая компания для начинающего рокера, я даже Led Zeppelin услышал на пару дней позже.

Так вот, этот альбом Манфреда был тогда уже, сразу после своего выхода, непререкаемой классикой и полным убоем, и все с нетерпением ждали очередного творения группы. Правда, когда появился «The Roaring Silence» в 1976-м, высокое мнение советских фанатов Манфреда в отношении его сильно подупало, и альбом ценился только до тех пор, пока он был новинкой, и уже года через два его на «тучах» предлагали чуть ли не в добивку. Это были не те Manfred Mann’s Earth Band, слащавые трели Томпсона мало кого впечатляли, а о слабой работе гитаристов вообще говорить не приходится. Да и настроение музыки стало легким и неудобоваримым для настоящего рокера, воспитанного на настоящей прогрессивной музыке.

Но я немного отвлекся. Следующим альбомом MMEB, который я услышал после «Соловьев», был «The Good Earth» 1974 года. Конечно, он уступал «Соловьям и бомбардировщикам», но не потому, что был хуже, а просто он был менее целеустремленным, каким-то немного расслабленным. Еще чуть позже я услышал «Messin'» 1973 года, и понял, что впечатление не обмануло – «Марсианин» (так его тогда называли у нас) был таким же завороченным, как и «Соловьи», просто немного непричесанным. Да и остальные ранние альбомы группы были «настоящими», а вот в «The Good Earth» чего-то не хватало.

Постер к альбому
Постер к альбому

Ну, ясно, что целая треть по времени звучания каких-то госпелов и слишком уж лирических баллад, хоть и хорошо аранжированных клавишными и гитарами, явно не пошла альбому на пользу. К тому же куда-то на задний план отошли барабаны, уступив место какому-то симфоническому фону, который, правда, был заметен и на предыдущем альбоме «Solar Fire», но не был таким всепоглощающим, да и не на всех композициях он появлялся.

Конверт альбома Manfred Mann’s Earth Band «The Good Earth», 1974 г.
Конверт альбома Manfred Mann’s Earth Band «The Good Earth», 1974 г.

Это уже гораздо позже, когда я получше стал разбираться в музыке вообще, и не только в роке, я узнал, что есть такое подразделение прог-рока, как арт-рок, появившееся в Великобритании, а не в США, как многие думают. А это направление держит путь в чистую коммерцию, но все же от своих корней оторваться не может, как дерево, тянущееся к солнцу, потому оно и остается деревом, но сильно уж вытянувшимся. Так же и арт-рок – это прогрессивный рок, который впитал в себя элементы самой разной тогдашней попсы и создав из них себе очень кучерявую верхушку с тропическими бананами и ананасами в ней.

Лейблы к немецкой и английской виниловым пластинкам
Лейблы к немецкой и английской виниловым пластинкам

Я, конечно, не скажу, что альбом «The Good Earth» - попса и коммерция, на счастье, альбом полностью в арт-рок прорасти не успел, и основная часть материала конкретно прогрессивная. Но, опять-таки – барабаны отодвинуты на задний план, и это очень сильно портит общее впечатление. Видимо, Манфред, нацелившись на американский рынок и вдохновленный относительным успехом предыдущего альбома в США, решил усилить натиск, введя в музыку даже некоторые элементы джаза. И получилось произведение, которое не только не понравилось американцам, но и вызвало некоторые вопросы у европейских фанатов.

Внутренний конверт для пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для пластинки с двух сторон

Впрочем, лично я решил вопросы по поводу этого альбома не задавать. Он мне нравится априори, потому что это альбом группы Manfred Mann’s Earth Band 70-х годов, а по сути, у Манфреда в 70-х не было плохих альбомов. Даже те, которые были записаны с Крисом Томпсоном, можно, в принципе, слушать, и они не вызывают того отвращения, как то, что Манфред начал писать в 80-е и позже.

Вырезка с задней части конверта
Вырезка с задней части конверта

Завершая свои хвалебные оды 5-му альбому группы Manfred Mann’s Earth Band, я сообщу, что я собрал все ее виниловые пластинки, начиная с дебютника, и заканчивая 1980 годом «Chance». Остальные пластинки Манфреда я прикуплю только если найду их по 1 или 2 доллара – больше музыка, записанная на них, не стоит. Думаю, она не стоит и 1 доллара, но я ведь коллекционер винила, и мне хотелось бы собрать всего Манфреда на свою полку.

В чартах США альбом провалился по сравнению с «Solar Fire» очень сильно – 157-я позиция против 96-й у предшественника. Ни в британских, ни в германских, ни в австралийских списках популярности он вообще не появился, как, впрочем, и все предыдущие творения группы. Только вот в Норвегии альбом стал очень популярен, хотя застрял всего на 20-й позиции, но на тамошнем радио пару песен с пластинки крутилось в 1974 году регулярно.

Сторона 1:

1). Give Me the Good Earth (8:30) «Дай мне хорошую землю». Шикарнейшая композиция, я, когда ее впервые услышал в 1976 году, аж заколдобился от удовольствия. По сути, это даже не одна композиция, а целая многочастная сюита с совершенно разными темами внутри. Я как-то послушал оригинал ее от Гэри Райта 1971 года – ну, это не фонтан. Манфред и Ко сделали из этого «не фонтана» совершеннейшую прог-роковую конфетку, без всяких следов арта. Если бы еще и барабаны стучали так же звонко, как в «Solar Fire», то вообще бы шедевр мирового «закрученного харда» получился. На видео внизу - запись репетиции песни «Give Me the Good Earth» в 1973 году.

2). Launching Place (5:50) «Место запуска». А вот это уже настоящий арт-рок в самом своем законченно виде. Интересно, что американцы арт так и не приняли ни от одной британской группы, хотя и переняли его у англичан, тем не менее в Америке ценились только американские артовые группы. Так что как мастерски Манфред и Мик Роджерс не изощрялись в очень громких и выспренных соло на своих инструментах – это на зловредных янки мало подействовало.

3). I'll Be Gone (3:39) «Я уйду». Эта баллада, как, впрочем, и предыдущая песня, была сочинена фронтменом австралийской группы Spectrum Майком Раддом и вышла в 1971 году на одном сингле с «Launching Place». Этот сингл в Австралии возглавил чарты, и обе песни были там очень популярны. Видимо, Манфред подумал, что эти звездоносные каверы вытянут его новый альбом, но не получилось. Баллада вообще-то так себе, веет от нее чем-то фальшивым, и напрасно музыканты извращались, проявляя свое мастерство. Для следующего альбома Манфред выбрал гораздо более крутые каверы.

Сторона 2:

4). Earth Hymn (6:18) «Гимн Земли». Шикарный шедевр всего мирового арт-рока. Самый настоящий гимн самым лучшим образцам рок-музыки за всю ее историю. Что тут комментировать – вот он, настоящий хит пера Манфреда Мэнна. Я имею в виду музыку, потому что стихи написал барабанщик Крис Слэйд. Основная часть композиции переходит в продолжительную инструментальную зарисовку под бешеные барабаны, словно группа устроила гонки на автотрассе, и тут уже никакого арта, сплошной хард. Манфред в своем репертуаре – его соло на синтезаторе выполнено весьма искусно, а Мик Роджерс в финале подхватывает тему и всё завершается улётом куда-то в Космос.

5). Sky High (5:14) «Высокое небо». Еще одна шикарная композиция инструментального типа. Однако тут Манфред и Роджерс (авторы) очень причудливо сплели сразу несколько стилей – и прог, и арт, и хард, а ритм-секция шпарит хоть и бешеную, но сугубо джазовую линию. Игра музыкантов и безупречна, и великолепна, все мощно, пронзительно и убедительно.

6). Be Not Too Hard (4:11) «Не будь слишком жестким». Еще одна нудная и фальшивая баллада в стиле Боба Дилана, хотя сочинил ее Мик Роджерс на стихи какого-то современного британского поэта. Не нравится мне эта композиция, хотя в кульминации соло на гитаре более-менее слушабельно. Ну, это же врожденный гитарный виртуоз Мик Роджерс, он до 1975 года лажу не лабал.

7). Earth Hymn Part 2 (4:15) «Гимн Земли, часть 2». Великолепная космическая кода к композиции №4, и хотя тема одна, но это как бы другое, совершенно уникальное произведение. Манфред тут так разухарился на синтезаторе, слово запускает в Мировое пространство ракету. А может он и на самом деле что-то там пытался запустить, и, скажу я вам, законцовка альбома получилась просто феноменальная.

Нет, вы не подумайте, что я крошу батон на этот альбом. Наоборот, я прославляю его в веках, хотя если бы мне дали мастер-ленты этой записи и хороший режиссерский пульт, то я бы кое-что в саунде поправил очень сильно. Кроме того, я сдвинул бы все три тусклые песни в середину в одну кучу и накалякал бы на них какие-то дополнительные соляки почерками Манфреда и Роджерса, чтобы как-то оживить эту депрессию.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Nightingales & Bombers», 1975 г. ~ творческая вершина Манфреда Манна и последний его финансовый провал

Альбом «Solar Fire», 1973 г. ~ первый коммерческий успех новой прог-рок-группы Манфреда Мэнна

Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя

«Glorified Magnified», 1972 г. Как Манфред Мэнн записал свой единственный хард-роковый альбом

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы