Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы

В 1971-м году Манфред Мэнн создал новую, третью по счету группу, и в начале следующего, 1972-го, выпустил первый одноименный альбом. Альбом этот получился вполне революционным на фоне тех течений, которые вначале 70-х были очень модными в рок-тусовке. Но именно это не позволило пластинке вовремя занять свое достойное место в рок-музыкальном пантеоне, недопонята она, кстати, и по сей день.

Manfred Mann’s Earth Band, 1972 г., немецкий выпуск на Bronze 1977 года
Manfred Mann’s Earth Band, 1972 г., немецкий выпуск на Bronze 1977 года

Когда я услышал впервые дебютный альбом группы Manfred Mann’s Earth Band 1972 года выпуска в начале 80-х, я уже почти наизусть знал всю музыку этой группы до самого 1982-го. Кое-что я слышал и из старых творений Манфреда, еще до создания им MMEB. Поэтому этот альбом меня сильно удивил – почему-то мне казалось, что на нем я услышу что-то вроде последних откровений сольного творчества Манфреда Мэнна, включая и его джаз-рок-проект «Manfred Mann Chapter Three».

Но, к моему удивлению, на альбоме оказалась довольно интересная, и даже вполне современная музыка, которую можно было отождествить с лучшими альбомами группы последующих лет. Правда, основу этой пластинки составляли каверы на песни посторонних музыкантов, но Манфред всегда славился производством хитов именно за счет каверов.

Вот именно поэтому я и удивился – половина альбома состояла как раз из таких почти что хитов.

А вторая половина, написанная исключительно Манфредом, представляла мало чего интересного, кроме одной или двух композиций, но речь об этом ниже.

Американский выпуск дебютника "Manfred Mann’s Earth Band"
Американский выпуск дебютника "Manfred Mann’s Earth Band"

В общем, дебютный альбом получился как раз на уровне практически всех дисков MMEB с Миком Роджерсом на вокале и гитаре. Правда, ничего похожего на симфо-рок, о котором трещали критики, на альбоме мной обнаружено не было. Это был чисто ритм-энд-блюзовый альбом с очень сильным гитарным и синтезаторным оформлением. Временами мелодии упирались в прог-рок, но только постольку, поскольку нужно было получше выразить идею той или иной композиции.

А это английские выпуски - на Philips 1972 г. и на Bronze 1977 г.
А это английские выпуски - на Philips 1972 г. и на Bronze 1977 г.

Но тут следует повторить: альбом этот славен только своими каверами, а вот то, что было сочинено самим маэстро, как бы выпадает из альбома и создается устойчивое впечатление, что оно все было записано только на добивку, чтобы заплатить с альбома поменьше авторских денег тем, чьи песни Манфрэд превратил в хиты. Ну, это неудивительно – до этого момента маэстро не числился в сильных композиторах-песенниках, он всю свою десятилетнюю карьеру до этого только играл, но ничего практически не писал.

А вот с появлением MMEB ему пришлось уже научиться писать и музыку, но первый блин получился комом, зато со второго альбома Манфред начал оттачивать свое композиторское мастерство. Впрочем, речь не о том, что было после, а о дебютном альбоме, на котором Манфред как композитор не сильно отличился.

Очень интересно, что к концу 1972 года многие критики, анализируя альбом и обращая внимание на слабые его продажи и в Европе, и в Америке, прямо назвали альбом отличным, но «недооцененным». На мой взгляд – это правильное мнение, ведь альбом совершенно недооценен даже сегодня. Не каждый почитатель Манфреда этот альбом слышал, хотя он давно уже вышел из разряда редкостей.

Давайте разглянем эту пластину более подробно.

Сторона 1:

1). California Coastline (3:48). Кавер на песню музыкантов, о которых сегодня уже никто не помнит. Чисто эстрадный номер, но совсем не попса. Скорее это прог-рок на основе ритм-энд-блюза, правда, развлекательного характера. Но вместе с тем этот номер прекрасно смотрелся бы на альбоме 1973 года «Messin’».

2). Captain Bobby Stout (6:57). Тоже кавер, но уже на песню известного американского композитора Лэйна Титгена. Это чистый прог-рок на основе ритм-энд-блюза, но мощное соло на синтезаторе – это уже из экспериментов Манфреда на ниве джаз-рока. Отличный боевик, я бы назвал это так.

3). Sloth (1:27). Гитарно-синтезаторная зарисовка пера Мэнна и Роджерса. Ничего интересного, но можно ее считать предисловием к следующей песне.

4). Living Without You (3:36). Отличная баллада а-ля Боб Дилан, правда, написал ее Рэнди Ньюмэн. Песня одной серии с «Joybringer», которую Манфред Мэнн и Роджерс написали в 1973 году, 100% по следам именно этого творения. Соло на синтезаторе эпическое, прекрасно завершает композицию.

5). Tribute (5:32). Еще одно инструментальное творение Манфреда ни о чем. На этот раз его растянули более чем на 5 минут. Загадочное звучание наполнено пиликаньем гитарки, аккордами на фоно и «потайной арией» на синтезаторе.

Сторона 2:

6). Please Mrs Henry (4:33). Я считаю это гвоздем альбома. Мощный гитарный ритм-энд-блюз с прог-роковыми наворотами. Причем гитары накладками лезут из каждого угла и во многих качествах. Мик Роджерс со своим пением похож на ковбоя, скачущего по прериям Дикого запада, а следом за ним табуном несутся девки, взбрыкивающие в припевах. К концу песни гитарист наяривает убойное соло, которое заканчивается повторением припева с девками. Автор – Боб Дилан.

7). Jump Sturdy (4:49). Убойный номер американского композитора «Доктора Боба» (Dr. John Creaux). Роджерс после двух обличающих кого-то куплетов берется за свою гитару и начинает выпиливать убойное, но очень сосредоточенное соло. После него эстафету принимает Манфред на фоно и играет какой-то джаз под ритм-энд-блюзовый ход. На этом номер и заканчивается.

8). Prayer (5:40). А вот тут Манфред написал настоящий боевик, достойный, чтобы его озвучили Black Sabbath с Оззи. Впрочем, Роджерс хоть и не Оззи, но со своей тяжелой задачей справился на отлично. И снова пронзительные гитарные соло, в которые временами ввинчиваются манфредовские синтезаторы. Хорошая песня, хотя не «живая», а скорее «технократическая», словно действие происходит где-то на планете Плутон посреди тамошних полей, по которым несется внедорожник с музыкантами.

9). Part Time Man (3:04). Снова произведение Манфреда, на этот раз представляет собой грустную детскую песенку «под битлов» на фоно с барабанами и легкими вкраплениями гитары. Типа как бы заканчивает альбом, но на самом деле это только прелюдия к настоящей концовке.

10). I'm Up and I'm Leaving (3:07). Еще одна песня Манфреда под фоно и гармошку (на самом деле это синтезатор). На вокале, скорее всего, сам маэстро, как, впрочем, и на предыдущем номере. Напоминает парижский уличный шансон, впрочем, песенка неплоха, хотя к альбому не совсем подходит.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя

Альбом «Solar Fire», 1973 г. ~ первый коммерческий успех новой прог-рок-группы Манфреда Мэнна

«Nightingales & Bombers», 1975 г. ~ творческая вершина Манфреда Манна и последний его финансовый провал

Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу