Как я уже упоминала, после гибели Жанны д'Арк в 1431 году стремление нашего героя Жиля де Рэ сражаться во имя короля и отечества и покрывать себя славой постепенно, но неуклонно сходит на нет. Весной 1434 года он, вместе со своим старым сослуживцем Амбуазом де Лоре, еще участвует в военной кампании против англичан под крепостью Силье (наследством Анны де Силье - бабушки его жены и второй супруги его деда). Крепость, кстати, отстоять не удалось - англичане, постояв напротив, как это было и под Орлеаном, отступили, а затем вдруг ночью неожиданно захватили укрепления. Ну а Бедфорд по уже сложившейся привычке тут же пожаловал будущее наследство Жиля одному из своих военачальников.
Следующим поручением короля для своего маршала было освобождение города Лана и крепости Грансе, находившихся в осаде. В этом походе барон де Рэ поступает и вовсе необъяснимо - в самый последний момент он передает свои полномочия младшему брату, тому самому Рене, который после смерти деда счел себя обделенным. Поступок тем более удивительный, если учесть, что в этой кампании противником нашего героя выступает Жан Люксембургский, в свое время пленивший Жанну и в конце концов продавший ее англичанам. Поскольку мы с читателями решили, что апатия Жиля к жизни была вызвана гибелью Жанны, казалось бы, встреча с ее тюремщиком была прекрасной возможностью отомстить. Но нашего героя это почему-то уже не волновало и он предпочел уехать.
В 1435-м году маршал де Рэ еще участвует в битве при Конли, но, судя по тому, что Карл VII после сражения прямо предложил ему вернуть маршальский жезл, наш герой, известный ранее своим талантом полководца и личной храбростью, показал себя во время этого сражения далеко не с лучшей стороны. Впрочем, маршалом Жиль после того разговора все же остался, однако в том же году он сам решил выйти в отставку.
Что же произошло за этот довольно короткий промежуток времени? В чем была причина подобного поведения доблестного маршала? Добрый друг нашего канала, историк, переводчик и писатель Зоя Лионидас считает, что причина была банальной, но от того не менее важной: к тому моменту Жиль де Рэ, в 25 лет бывший богаче самого короля, практически разорился. Известно, что его владения во время войны не раз переходили из рук в руки, а это никак не способствует процветанию. Дошло до того, что именно при продвижении к крепости Грансе наш герой неожиданно был поставлен перед фактом, что у него нет возможности заплатить жалование своему собственному отряду. (Возможно, именно поэтому он и уехал, не выполнив поручение короля?)
Зимой 1435 года финансовое положение барона стало настолько плачевным, что ему пришлось брать заем у де ла Тремойля: 12 тысяч ливров в обмен на замок Шамптосе и окружающие его земли. Однако даже столь отчаянный шаг уже не мог его спасти. Возможно, именно в этом еще крылось недовольство короля - взять у барона де Рэ больше было нечего (а возвращать одолженное ранее, как я полагаю, прижимистый Карл не спешил). Словом, когда Жиль задумался об отставке, король и не пытался его удержать.
Апатия барона была настолько сильной, что его имени нет даже среди участников Прагерии, недовольных неблагодарностью монарха. Не было Жиля и при подписании Аррасского договора. Сначала барон еще совершал небольшие вылазки в соседние города, но вскоре стал настоящим затворником. А к чему это привело, мы узнаем с вами в продолжении нашего "сериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Предыдущие же части можно найти здесь:
Рыцарь-разбойник (часть 23) Семейный заботы Жиля и хлопоты с наследством