Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 10. К кому обращаться?

Когда классный руководитель Елена Николаевна на первом родительском собрании знакомилась с родителями учеников и бурно восхищалась классом, она сделала одну серьёзную ошибку. Она не сказала, что в случае каких-либо конфликтов между детьми и, не дай бог, травли, надо сразу обращаться к классному руководителю. Именно к классному руководителю, а не к кому-то ещё! Это важно! Но, скорее всего, Елена Николаевна даже не допускала возможности отрицательного развития событий. Она была под впечатлением от прекрасного класса и не хотела думать о плохом. Хотя положа руку на сердце могу сказать, что ни один из наших прошлых классных руководителей не говорил нам о своей ответственности в случае травли в классе. Может быть, все учителя думали, что родители это и так знают? Нет! Оказалось, что не знают. Уважаемые классные руководители, запомните! Родители могут не знать, что в случае травли ребёнка надо обращаться именно к вам! И будут решать проблему своим путём. Когда родители узнают, что в школе т

Когда классный руководитель Елена Николаевна на первом родительском собрании знакомилась с родителями учеников и бурно восхищалась классом, она сделала одну серьёзную ошибку. Она не сказала, что в случае каких-либо конфликтов между детьми и, не дай бог, травли, надо сразу обращаться к классному руководителю. Именно к классному руководителю, а не к кому-то ещё! Это важно! Но, скорее всего, Елена Николаевна даже не допускала возможности отрицательного развития событий. Она была под впечатлением от прекрасного класса и не хотела думать о плохом.

Хотя положа руку на сердце могу сказать, что ни один из наших прошлых классных руководителей не говорил нам о своей ответственности в случае травли в классе. Может быть, все учителя думали, что родители это и так знают? Нет! Оказалось, что не знают.

Уважаемые классные руководители, запомните! Родители могут не знать, что в случае травли ребёнка надо обращаться именно к вам! И будут решать проблему своим путём.

Когда родители узнают, что в школе травят их ребёнка, они могут растеряться. Им может быть стыдно: вдруг это их ребёнок виноват, может быть, они его неправильно воспитали. Вдруг ребёнок преувеличивает, а на самом деле ничего серьёзного нет. Вдруг он обманывает, чтобы не ходить в школу...

У родителей много своих комплексов. Они не знают, что именно происходит в школе и действительно ли это серьёзная проблема, чтобы беспокоить учителя. Кроме того, если ребёнок у них неидеальный, учится плохо и поведение у него далеко от примерного, то родители стараются вообще не встречаться с учителями лишний раз. Они представляют, как расскажут учителю про травлю, а тот им в ответ - про "двойки" и про прогулы их ребёнка. Это ужас родителей, когда они приходят в школу, а учитель с приветственным оскалом им говорит: "Вот вы-то мне и нужны! Я давно-о вас жду! Сейчас, сейчас я расскажу вам о поведении вашего ребёнка и о том, как вы плохо его воспитываете!"

Отношения между учителем и родителем часто похожи на отношения волка и зайца. Правда, роли волка и зайца периодически меняются.

Вот два случая, которые случились с Аней, а я не знала, как быть.

Случай первый

В сентябре одноклассница по имени Ира пригласила Аню к себе на день рождения. Родители Иры даже позвонили мне и рассказали о том, какая у них будет программа праздника. Обещали, что в понедельник в школе Ира раздаст всем гостям открытки-приглашения, где будет написан адрес и время торжества. Аня была рада. Она долго выбирала подарок для Иры и купила самый хороший.

В понедельник с утра в школе Ира ходила хмурая, на переменах Аню избегала. Перед шестым уроком в классе Ира стала раздавать приглашения. Она дала приглашения тем, кто сидел перед Аней, тем, кто сидел справа и слева от неё. А Ане приглашения не дала. Обошла её стороной. Аня была удивлена. Но что она могла сделать? Не кричать же: "А как же я?"

-2

Конечно, Аня успокаивала себя. Собственно, никакой проблемы нет. Ну, передумала Ира - это её право. Она может приглашать к себе на день рождения тех, кто ей нравится. Только зачем она сначала приглашала Аню, а потом раздавала приглашения в её присутствии, а ей не дала? Зачем звонили её родители и рассказывали, какой у них будет хороший праздник?

Потом уже я узнала, что произошло. Ира действительно хотела пригласить Аню. Но ей не разрешили одноклассники. Лида поставила условие: "Либо Аня, либо мы - весь класс. Выбирай!" И Ира выбрала класс.

Елена Николаевна об этом ничего не знала. Стоило ли ей сообщать? Наверное, да, но я тогда думала, что приглашение на день рождения находится вне компетенции школы и классный руководитель тут не причём.

Случай второй

Как-то раз в школе учительница попросила ребят завести аккаунт в социальной сети для каких-то учебных дел. Аня завела аккаунт и, как обычный подросток, решила пригласить друзей. Она послала приглашения нескольким одноклассникам, которые более-менее хорошо к ней относились. Некоторые из них откликнулись. Но потом началось что-то странное. Те одноклассники, которые приняли приглашение Ани, постепенно стали уходить. Как будто кто-то из класса выслеживал их и заставлял отказаться. В результате, исчезли все, кроме одной девочки. Прошло три часа - девочка оставалась, её одинокая фотография всё ещё была среди "друзей". Аня радовалась: хоть кто-то оказался верным ей. Но на четвёртом часу эта девочка тоже исчезла. Не осталось никого.

-3

Что я должна была делать? Позвонить классному руководителю? Но ведь всё это происходит за пределами школы. К тому же, одноклассники - люди свободные. Они имеют право решать, кого брать в "друзья", а кого нет. Разве учитель может заставить их принимать кого-либо в "друзья" в социальной сети?

Вот такой расклад. И зацепиться не за что! Одноклассники Аню не бьют и не оскорбляют. Никакого преступления с их стороны нет. Они просто игнорируют её. Ведут себя так, как будто её нет. Что им может предъявить классный руководитель? Как она сможет заставить подростков делать то, что не относится к школьной программе? У неё таких полномочий нет.

Вот так думала я...

Продолжение: