Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 11. Учителя поддержали травлю

После того, что случилось, Аня стала замкнутой. Она искала проблемы в себе. Это обычная реакция человека в таких случаях. Человек хочет понять, что он делает не так. Почему он вызывает такую негативную реакцию со стороны окружающих людей. И он верит, что если он найдёт причину и устранит её, то всё будет хорошо.

Уже позже, будучи взрослой, Аня объяснила, почему она искала проблему в себе даже тогда, когда узнала, как работает буллинг. Она сказала: "Человеку намного спокойнее, когда он верит, что всё зависит от него. Значит, он что-то может изменить и всё будет хорошо. Если же человек понимает, что от него ничего не зависит, это значит, он ничего не сможет изменить и плохо ему будет всегда".

После этих событий Аня всё время была в напряжении, да и я тоже. Я не верила в помощь учителей! Я не верила в помощь родителей, дети которых так себя повели. Я знала, что родители будут защищать своих детей и обвинять нас.

Почему мы не перевели Аню в другую школу? Я предлагала ей это несколько раз, но она не захотела. Она всё пыталась решить проблему сама - такой у неё характер.

Как-то раз я поговорила с мамой одного мальчика из нашего класса. Он не был активным агрессором, однако наши дети не общались. Узнав, что случилось, мама этого мальчика дала мне совет: "Вашей дочери надо сходить к психологу!" Меня это тогда возмутило: "Моей дочери надо идти к психологу, а другим не надо? У них всё хорошо, это только у Ани проблемы с головой?" Именно так я восприняла этот совет тогда. Сейчас я воспринимаю это по-другому. Да, психолог может помочь разобраться с чувствами, эмоциями. И всё равно эту проблему он не решит. Одноклассники будут издеваться, а дочь будет каждый раз ходить к психологу и разговаривать об эмоциях? Толку от этого мало. Надо действовать радикально!

К слову, как-то я прочитала в Дзене одну статью о школе. Там речь шла о том, что родители требовали от своего мальчика только "пятёрок", а если он получал "четвёрки", то они его били. Классный руководитель и учителя знали об этом, но что они могли сделать? Они старались ставить "пятёрки", но не всегда это получалось. Работы не соответствовали "пятёркам", что поделаешь! И учителя ставили мальчику объективную оценку, а сами переживали, что из-за этой оценки мальчика побьют. Чтобы как-то помочь, директор отправил этого мальчика к школьному психологу. Психолог стал с ним регулярно заниматься. На этом статья закончилась. Вот какой молодец директор! Давайте ему похлопаем!

Только у меня возник один вопрос: "Проблему-то психолог решил? Сделал ли он так, чтобы родители перестали бить ребёнка?" Вряд ли! Это невозможно при таком раскладе. Чтобы что-то изменилось, к психологу должны ходить родители! Именно с ними надо работать! Это у них проблемы с головой, а не у ребёнка! Это их надо лечить! А ещё лучше обратиться в полицию, чтобы родители понесли наказание за издевательство над ребёнком. Только так! Уговорами таких людей не разжалуешь, только страхом!

С нашим классом сложилась такая же ситуация. Сколько бы Аня ни ходила к психологу, в классе ничего бы не изменилось. Травля бы продолжалась.

***

Что у нас дальше было?

Школа вышла на новый виток травли. К травле присоединились учителя.

Раиса Ивановна, завуч, учитель русского и литературы, стала отчитывать Аню перед классом за прогулы и обвинять во лжи.

Аня иногда пропускала школу из-за головной боли. Мы в этом случае в поликлинику не ходили, я писала в школу записку, поскольку сильная головная боль у Ани, как правило, была только один день, а потом проходила. Но учителя подозревали, что таким образом Аня злостно избегает контрольных. Больше всего злилась эта самая Раиса Ивановна. Во время урока она просила Аню встать и позорила перед всеми. "Ты прогульщица! - говорила она. - Ты испугалась контрольной! Какая же ты отличница после этого? Если человек болеет, то он в школу не ходит долго! А ты день ходишь - день не ходишь! Значит, ты обманываешь!"

*Для справки скажу, что если бы мы с каждой головной болью обращались в поликлинику, то Аню отправляли бы "на больничный" на неделю, а то и больше, и тогда Аня вообще бы не ходила в школу. Нельзя забывать, что у Ани было постоянное напряжение, в котором она находилась в этом ненормальном классе. В таких условиях у неё могло подняться давление в любую минуту. А если она с таким давлением будет писать контрольную и напишет её плохо, то очевидно, что у одноклассников будет огромный праздник. Вот уж будет повод посмеяться над Аней! Пока одноклассники всего лишь показывают на Аню пальцем и говорят: "Прогульщица!" Это ещё не страшно.

И опять вернёмся к Раисе Ивановне, завучу, учителю русского и литературы. Ей на тот момент было 60 лет. Опыт работы в школе огромный! В нашем классе она проводила уроки каждый день, иногда по два урока подряд. Неужели она не заметила, что происходит с этим классом? Не поняла, что Аню травят? Странно, очень странно...

Продолжение: