Найти тему
Православие.ONE

"Вы сами этого хотели, – как бы так говорит нам Господь, – получайте же желанное и наслаждайтесь!" - из писем Феофана Затворника

В истории России и Церкви оставил неизгладимый след Святитель Феофан Затворник. Его духовное наследие переведено на много языков и занимает много томов. Много писем написал Святитель разным людям и их оригиналы до сих пор изучаются и продолжают издаваться. В этих письмах мы встречаем много интересных моментов, касающихся событий нашего Отечества, назиданий и советов о том, как спасать свою душу.

Жизнь христианина должна быть полноценной с точки зрения духовного устроения. И Святитель призывает всех к покаянию и бодрствованию. А сегодня услышать слова великого подвижника особенно важно.

В одном из писем он пишет:

В церковь ходить — доброе дело. Нигде дух молитвенный не может так разыграться, как в церкви. Тут все к тому уж и прилажено. Только бы не увлечься показностью. Тут надо убедить душу свою, что ходить в церковь яко крайне грешным, грехи отмаливать, им же нет числа, — каковой тяготы на себя другие не емлют. Епитимьи несем; потому тут нечем пофанфаронить. Это есть публичное самообличение. На молитве лучше стоять немного, но при это дух молитвенный иметь неотходным всегда. И читать много не надо — а немножко, лишь схватить мысль возбудительную (в хорошем смысле). С этой мыслью и носиться потом, пока она тревожит и действует в сердце. В это время можно и стишков псалма не читать. На день вот чем надо запастись. Выучить на память несколько псалмов и читать их (также и когда идти куда придется), — за делами, не подряд все, а так: взять стишок и все повторять его, размышляя, как бы высасывая сок из него, до тех пор, пока он будет давать мысли и чувства. Когда перестанет давать это, брать другой стишок и то же делать. Так целый день. Молитвы по молитвеннику надо употреблять, но не ограничиваться ими и не привязываться к ним. Это читательное молитвенное правило надо избрать и определить себе небольшое, как для вечера, так и для утра. Всякий раз начинать читать и в промежутках вставлять свои молитвы; и просто поклоны. «Помилуй, Господи, Владычица — помоги, Ангел Хранитель — охрани!» — конец всякой молитвы должен быть совершенное предание себя во власть Божию. Когда молитесь, навыкайте своей речью молиться, составляя ее применительно к своему состоянию и своим потребностям. Навыкайте также — иногда — ничего не говорить в молитве, кроме одного: «Ты видишь, Господи, что нужно душе моей. Будь милостив и даруй мне то...», и поклоны одни или... «Боже, милостив буди...» Начало то, память смерти и суда. Ее так надо набить в голову, чтобы и чуять непрестанно, будто стоишь на суде или у двери гроба. К сему приложить надо размышления о свойствах Божиих и делах — такое, которое проходило до сердца... И больше ничего. Только все это изволите сами делать, не ожидая ни книг, ни сторонних указаний. Никто не может поставить ума пред Богом, кроме самого ума. Пусть трудится и к Богу о сем взывает. И будет. Ибо милостив Бог.­

Какое важное наставление о молитве Святителя. Ведь действительно, многие теперь пытаются исполнить правило, да и не одно, но все лишь на языке и бегло... Лишь бы выполнить и вроде как отчитался... Конечно, это не означает, что нужно все бросить. Нет. Молясь, мы должны осознавать, что здесь и сейчас мы говорим с Богом, а Он слушает нас. И это важно.

-2

В другом письме есть еще интересные мысли Святителя Феофана, которые очень актуальны и сегодня:

Ваша раздражительность, что с нею делать?! Она может быть простого происхождения — и может быть непростого. Враги ведь ходят вокруг. Положите себе всякий раз после серчания — класть поклона по три с соответственною молитовкою — земных — и неотложно всегда...

Сколько у каждого из нас раздражительности... Споры, ссоры, пересуды... Иногда затихнет... Другой раз расцветет так, что и сами себя не узнаем... Да. Гнев и раздражительность всегда рядышком идут. Но у Святителя хороший совет по борьбе с грехом. Ведь это можно взять за основу с борьбой не только с раздражительностью, но и другими.

В другом письме мы читаем вот какие мысли Святителя:

Знаете ли, какие у меня безотрадные мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и к Церкви никуда негожи. Отцы их и матери были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и духе родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше православие.

Какие страшные слова Святителя о исчезновении православии мы читаем... Но все же Святитель дополняет:

Что ж? Сидеть, поджавши руки? Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые можно бы образумиться тем, кои еще способны к образумлению... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать. Каких-каких у нас не ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Священник сегодня и должен уметь все это разъяснять и давать решение на все, ибо «говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое», – ты же внимай одному глаголу Божию, пребывающему во веки. Поднялось скрытое гонение на христианство, которое стало прорываться и явно, как недавно в Париже. Что там сделалось в малом объеме, того надобно ожидать со временем в больших размерах... Спаси нас, Господи!

Так Святитель предсказал революцию 1917 года.

-3

Феофан Затворник так же размышлял о знамениях:

Господь много знамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако ж, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный, после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения! Западом и наказывал и накажет нас Господь, – так грозно предрекает святитель, – а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пошли свет Твой и истину Твою!

Святитель Феофан так же предупреждает и что говорить... Он пророчествует буквально о нашем времени:

Нас увлекает просвещенная Европа, да! Там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее, а теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это – непустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает.
Горько, горько то, что творится у нас среди мыслящих. Все ум потеряли. Философские воззрения не в ходу, руководятся ветром навеваемыми началами. Святая вера отодвинута на задний план. И даже богословствующие потеряли настоящие основы богословствования православного, и все смеются. И Господь, кажется, отвратил очи Свои от нас и не посылает делателей. Сколько раз я порывался кричать, но ничего не идет из головы. Может быть, и другие то же испытывают. Не оставление ли это Божие? Боже, милостив буди!
Посмотрите, что сегодня делается вокруг, и увидите, что враг лицом к лицу предстоит нам, уже врывается в ряды воинства нашего и производит в нем сильное смятение и опустошение.

Исполнилось пророчество Святителя Феофана Затворника. Прочитав его, давайте все вместе задумаемся и обратить свой взор ко Господу с молитвенным плачем и добрыми плодами покаяния:

-4
Вновь пошлет Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления, ибо «таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. «Вы сами этого хотели, – как бы так говорит нам Господь, – получайте же желанное вами и наслаждайтесь!» Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему.
Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя.
Знайте! Дух мира есть дух вражды на Бога... Вкусившие духа мира о Боге и вещах божественных не помышляют, не говорят, не пишут; а живут так, как бы не было Бога. Дух мира есть дух взаимного между людьми охлаждения, разделения и враждования, в противоположность искреннему и глубокому единению, долженствующему царствовать между истинными христианами. И вот вы видите, что и у нас, среди тех, кои увлечены духом мира, распространяется взаимная холодность, иссякает братская любовь, начинают разделяться муж с женой, дети с родителями, домы подкапываются под домы, роды под роды, и сословия вооружаются против сословий: – миряне хладеют к духовенству, низшие классы к высшим, светско-ученые к духовно-ученым и обратно... всюду проходит разделение... Господи! Это ли ученики Твои, к которым сказал Ты: «О сем уведят, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою!» (Ин. 13,35). Дух мира есть дух всесторонних похотствований... ибо «все еже в мире, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин. 2,16), говорит Апостол. И вот у нас повсюду открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления, живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. Дух мира, наконец, есть дух гонения и преследования всего святого, небесного и божественного. Враждующий на Бога мир не может терпеть: ничего, что носит печать Божественного происхождения и напоминает о Боге: потому теснит и гонит из своей области дела веры, и благочестия... Гонение на дела веры – в православном царстве!! Удивительно; однако ж это так есть... Есть лица, которые стыдятся в храм Божий ходить... держать себя, как прилично Христианину. Гонитель невидим, но гонение видимо и всеми испытывается... И вот все, по магическому слову: «что скажут», не зная, кто и что скажет, – боятся открыто обнаруживать в делах святую веру свою. А слова и дела по духу мира открыто являются на стогнах града. Их творить не стыдятся и не боятся, они, как у себя дома.
Вот, братия, какая сегодня тлетворная образуется вокруг нас атмосфера!
Да удалится от нас пагубный дух на край света! Всегда бодрствуйте!

Аминь.

Другие публикации канала