Старец Зосима (Сокур) всегда наставлял своих чад, прежде всего, принесению благодарности Господу. Почему? Всё очень просто: чем более благодарнее человек, тем больше милости Божией он получает.
Не любил старец нытье, он объяснял это тем, что истинный христианин не должен роптать, так как Господь знает лучше, что нам полезнее.
И сегодня, вспоминая слова батюшки, прислушаемся к добрым советам и наставлениям из его проповедей.
Старец говорит:
В храме Божием, повторяю почти каждый раз, прежде всего мы идем к свету, от тьмы к свету. Почему и врата, которыми мы входим, — западные, идем к востоку, к свету, к алтарю святому, от запада, от тьмы, дабы во свете Христовом увидеть свет в храме Божием. А уходим из храма — от востока, от Солнца правды на запад, во тьму уходим вновь в эту адскую, сатанинскую — мира сего, падшего во грехах и прелестях века сего. К храму Божию да стремится всякая душа, к радости. Мы радуемся солнышку, мы радуемся свету, мы радуемся храму Божиему. Духовное отдохновение всегда в храме находим, вздох сердечный. И в храме особенно мы молимся, прежде всего о самих себе и о своих невежествиях, о своих грехах.
Мы зря редко посещаем храм Божий. Святые отцы говорят, что если бы видели, что на самом деле происходит во время литургии, мы бы пыль с пола целовали. Редко посещая храм, мы сами себя лишаем Божией благодати. Отцы говорят, что одно "Господи помилуй", произнесённое в храме соборно - это, как сотня поклонов земных, совершенных келейно, дома. Вот чего мы лишаем себя. И конечно, исповедь, причастие.
Старец говорит:
Приносим покаяние всегда в храме Божием. Невозможно исчислить наши грехи — это нужно бесконечно стоять и исповедоваться, но самые крайние, тяжкие грехи говорим на исповеди. А помыслы и вся нечистота прочая греховная, что для этого? В храме покаяние личное каждого из нас. Стой и кайся всегда за свою горемычную, греховную, тяжкую прошедшую жизнь от босоногого детства, как твоя память только что помнит, кайся. И неправду говорили, и воровали, и родителей обижали, и столько. Как возрастали, и грехи возрастают, увеличивается тяжесть греховная, постепенно пластами ложится на наше сердце, и окаменевает сердце. Почему и слезы покаяния — не эти крокодильи наши, которыми мы плачем временами, а зло в сердце имеем, а именно душа должна скорбеть, душа должна плакать о своей окаменелости греховной. Именно этим покаянием сердечным, храмовым и смягчается душа наша. И Отец Небесный, видя наше покаяние, дает нам прощение. Каяться нужно искренне, ничего не утаивать перед Богом, и самое главное — не самооправдывать своих глупостей и своих грехов: «Кто- то нас соблазнил, кто-то нас развратил, кто-то что-то плохо нам сделал». Мы повинны и, повторяю, бесконечно: через нас люди падают во грехи. Мы служим соблазном многим из-за своих грехов. «Лучше не родиться на землю, нежели ближнего соблазнить или малого развратить», — говорит нам Христос в Евангелии. Самое главное — чистое, светлое покаяние это в храме. И за каждой службой Божией не гуляй мыслями своими в глупостях века сего, а кайся перед Богом, и Бог Сердцеведец, видя покаяние, обязательно будет прощать, в чем мы каемся, легкость на душе будет, радость. Отходят все заботы, печали, грехи человеческого естества нашего.
В наши дни это особенно стало ощущаться и истинные православные христиане ощутили силу живой молитвы. Увы, мы в суете дней забыли, что значит молиться от всего сердца. Но Господь бу́дит нас, вразумляет. Снова стучится в дверь нашего сердца и кто-то спешит отворить Ему, кто-то только думает, кто-то не хочет.
Отец Зосима говорит:
Да, трудные времена теперь! Молитесь! Призываю вас сегодня и всегда молиться, прежде всего подчеркиваю всегда: за Церковь молитесь. Мы слышим, у нас особенно в мятущемся состоянии на Украине Церковь находится, в тяжелом состоянии. Молимся о единстве Церкви, в скорби и обстоянии сущей. Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь. Не эту раскольническую, политическую, которую нам пытаются навеять, навести, в которую они захватывают храмы и увлекают насильно души человеческие — в ложь и обман. А дай нам, Господи, в законной, в Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. особенно о Церкви молиться и о заблудших скорбеть. И эти лживые вожди ихние, они уже не покаются, эти филареты и вся эта нечисть лживая, жалко народ обманутый. Вот о народе этом обманутом, увлеченном в секты, в расколы, — вот о чем мы должны скорбеть, молиться: «Обрати, Господи, наш простой трудовой русский народ заблудший к вере православной, чтобы люди поняли заблуждение и пришли в единство веры Святой Соборной и Апостольской Церкви».
О живых всех молись всегда за литургией, никого не пропускай — ни добрых, ни злых. За всех помолись. Врагов ваших любите. А любить как? Это молиться прежде всего должны, с любовью сердечной, с теплотой. Думать: «Какой глупый человек! И чего враждовать, и чего не хватает, да вразуми его Господи». Всегда кто досаждает нам, кто творит нам зло, вот такая добрая, сердечная молитва. Всех помяни: и крестных, и крестников, и священников, и архиереев, которых ты знаешь, — за всех помолись, и монахов, и в монастырях побывай мысленно, где бывали и знаете и что- то видели. Помолись о всех: и о воспитателях, и о учителях, и своих соучениках, и студенческую скамью вспомните, и профессоров, и докторов, которые нас лечили, и медсестер, которые нас истязали уколами, и банками, и склянками, и всем прочим. О всех помолитесь с любовью, каждый в нас влагал частицу души своей. Учителя знания давали, пусть они сами ошибались в лжезнании, но все равно они стремились чему- то светлому, доброму научить. Врачи как могли нас лечили, также частицу души своей влагали. Все доброе, светлое влагали в нас, в нашу жизнь. О всех помолитесь.
О упокоении всех помяните. И те безымянные могилы воинов убиенных, всех старайтесь поминать. Вот это и будет сердечная, светлая, добрая молитва храма Божия. Действительно, после этой молитвы сердечной, которой ты должен всю литургию молиться, уйдешь из храма, как в народе говорят, «намоленный». Светлым, спокойным, добрым пойдешь вновь в запад свой, во тьму жития сего. Но свет Христов, лампадочка, которую укрепили, огонёчек её, в храме Божием, будет освещать и горемычную дальнейшую нашу жизнь.
Какие важные и нужные слова любимого батюшки. Хорошо бы их услышать сегодня всем, кто действительно веруют и переживает о своих близких, которые сейчас где-то там, где-то далеко... Как важно молиться о всех.
Мы много говорим, как говорил старец, лучше бы так усердно молились, тогда и мир стал бы лучше.
Ещё батюшка говорил:
Добрый, светлый лик, доброе сердце — какое сердце, такое и лицо, лик святой должен быть всегда у нас во всей жизни нашей. И не озлобляться на ближнего, как на врага, а лишь только — что? — поскорбеть нужно о глупости человеческой, о пороках человеческих: «Господи! Да такие ж глупые люди! Чего им не хватает?» Молись, терпи да за все Бога благодари, да и все. Мятутся, не поймут, чего делать. Поскорбеть всегда нужно и вздохнуть: «Да вразуми ж их, Господи!» Вот и будет тебе радость в молитве за врагов, благожелательность, и лицемерия не будет. Сегодня кругом какое лицемерие! И маска эта улыбчатая, а на самом деле сердце ж злобное. Так что и вы снимайте эту маску лицемерия, не нужно ходить этими артистами всю жизнь. Мы должны быть естественными, образом и подобием Божиим, но не артистами в этой жизни земной. Об этом подумайте многие. Лицемеры, как в Евангелии обличает Господь нас всех, неоднократно называет смертным грехом лицемерие наше.
Вразуми нас, Господи, каждому быть архитектором вечной жизни своей, каждому созидать свой храм в вечности, палаты свои. И дай, Господи, чтоб мы не даром эту нашу жизнь прожили, но чтоб она была светлая, чтоб мы могли, уходя из этой жизни, сказать: «Слава Тебе, Господи, не даром прожил жизнь, ухожу мирно уже в свои палаты вечности для встречи с Богом Судией. И верю, что хоть я и грешный человек, но, по Своему милосердию, простит меня Господь и не лишит меня Царствия Небесного». Аминь.
Всем Божией помощи! 🙏