Горячо любим многими батюшка Валентин Мордасов (10.03.1930–19.07.1998). Фактически он наш современник и почитался, как старец.
Старец всей своей жизнью исполнил Закон Христов. Со всеми он всегда был добр, приветлив и не видел вокруг грешников, а лишь помогал советом. Себя лишь укорял, что грешен, а других жалел. И исходя из личного опыта старца и записывались им в тетрадь его советы и наставления.
Он так же записывал много назиданий святых отцов, о которых сам узнавал и применял их советы на опыте.
Вот и мы сегодня, вспоминая отца Валентина, прислушаемся сегодня к его наставлениям.
Старец говорил:
Жизнь есть борьба с самими собою, с нашими чувственными наклонностями, пожеланиями и страстями. Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал. 5: 17), так что мы не можем делать того, чего желаем; наш враг живет в нас самих, – дух и чувственность, долг и пожелание, мужество и малодушие, вера и неверие непрестанно борются в нас. Уклоняются от этой духовной борьбы, во-первых, ленивцы и малодушные – они пугаются ее и ропщут; во-вторых, – преданные чувственности, которые думают только о наслаждениях; в-третьих, – привязанные к миру, которые желают сражаться только из-за земных благ. Малодушие и ропот, страсть к беспрерывным наслаждениям, стремление к покою, чтобы нас ничто не тревожило, – вот цель нашей жизни, сводящая ее к ничтожеству.
Быть довольным своим положением - лучший путь к совершенству. И сегодня мы обращаемся за помощью ко Господу, моля Его о вразумлении и даровании сил нам. Главное бороться со своими страстями, а не с Богом.
Старец говорил:
Люди, живущие в борьбе с Богом, хотят разрушить даже установления Божии и уничтожить их благотворное влияние на образование, улучшение и счастье людей. Они препятствуют процветанию спасительных учреждений в человеческом обществе, которые под покровительством и защитою Божией должны служить ко благу человечества. Они противодействуют правильному распространению правильных познаний и просвещению ума, покровительствуют суеверию или неверию. Они презирают и осмеивают религию, Церковь, общественное богослужение и служителей Божиих.
Сегодня многие, увы, желают и веровать как-то иначе, полегче устроиться, оправдать себя и свои прихоти. О том и есть заметка у отца Валентина. Запечатлены слова преподобного Макария Оптинского:
Цивилизация и прогресс! А на православную религию не обращают внимания, а на ней-то основывается все наше блаженство – и временное, и вечное. Сегодня умные, ученые, образованные люди хотят веровать по-своему, а не как учит нас Православная Церковь.
А сам старец вот, что говорит:
Говорят, дескать Бог благ и не осудит нас, но понимают ли, чего ожидают от благого Бога? Ожидают, чтобы благость Божия благоволила ко греху любила грех! Какое безумное желание! Хотят, чтобы нечестивые были в раю. Что им там делать? Им и рай будет адом. В раю любят Бога, любят все святое, а нечестивые не любят ни Бога, ни всего святого. Как быть им там, когда их желания, их навыки, их мысли влекут их в ад, а не в рай?
Всякий грех против Бога велик, как оскорбление великой святости Божией. Всякий грех велик, когда не обращают на него внимания; даже тем грех опаснее, чем он неприметнее: невелика искра, не замеченная вовремя, но превращает целый город в пепел.
О временах, которые именуются "последними", старец тоже говорил. Но он прежде всего говорил о пришествии Христа. Никаких дат не называл, потому как о том, знает лишь Бог. Но отец Валентин предупреждал, что нужно сегодня бодрствовать. А как иначе? Мы действительно не знаем о том, когда и что случится. Сегодня живы, завтра нет... У каждого исход может быть в разное время и вот к этому нужно себя подготовить, подготовить к вечности.
Старец говорил:
О признаке приближения Второго Пришествия Христова скажу так! Сей верный признак – умножение бедствий в мире: войн, повальных болезней, землетрясений, ужасных мировых бедствий. Во времена пред антихристом будет явное презрение веры и крайнее растление нравов. Вот и всё. Нужно каяться сегодня. Причиной, побуждающей тебя к покаянию, должна быть неизвестность твоей смерти. Христос сделал для тебя неизвестным час сей для того, чтобы ты всегда жил в покаянии и всякий час считал бы последним. Другой причиной, склоняющей тебя к покаянию, должен быть Страшный Суд и вечные муки. Человек, умерший без покаяния в грехах, особенно тяжких, не может наследовать вечного блаженства.
В наше время особенно ярко выражена духовная слепота. Увы, это очень распространенное явление и это отголоски семидесятилетней борьбы с Церковью, да и вообще с Богом.
Старец пишет:
Первый из признаков духовной слепоты есть непрерывная рассеянность, при которой человек надлежащим образом никогда не входит в самого себя, но, непрестанно предаваясь чему-нибудь только внешнему, живет совершенно вне себя: знает потребности только земные и чувственные, следует склонностям и побуждениям только чувственным, никогда не думает о своей душе, не признает действительности нужд своей души и посему никогда не стремится к тому, к чему должен стремиться, т. е. к Богу, святой жизни и вечному спасению. Другой признак духовной слепоты у людей есть то, что, когда они вдаются в явную опасность погубить свою душу, не принимают ничьих и никаких советов и предостережений, внушений и просьб. По своей слепоте, они нередко даже сильно негодуют на того, кто, желая удалить их от погибели, с любовью останавливает их, обращает их внимание на угрожающую им бездну, старается отвлечь их от нее и поставить их на истинный путь. Наконец, неоспоримый признак духовной слепоты у людей есть гордость. Гордый, как помешавшийся в уме, признает глупцами всех несогласных с его мнением. Ему думается, что сам он и видит, и делает все хорошо, в других же всегда видит что-нибудь не совсем хорошее, поэтому он хорошо отзывается только о себе самом, а всякого другого порочит. Весьма важное средство уврачевания – постоянное и благоговейное воспоминание о нашем Спасителе и особенно сердечное размышление о Его страданиях, о Его смерти и обо всем, что Он делал на земле для нашего спасения. Также частое размышление о смерти, о Страшном Суде, о вечном блаженстве и о вечных муках грешников.
Как мы видим, отец Валентин снова и снова призывает нас к покаянию. И ведь это единственный путь для возрождения своей души, а если мы очищаемся от скверны, то и вокруг происходят изменения. Как преподобный Серафим говорил: "Спаси себя и тысячи вокруг спасутся".
Дай Бог всем сил духовных и Божией помощи.
Аминь.