Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Почему Дукора не стала наследницей Несвижа

Оглавление

Топонимисты выдвигают две основные версии происхождения названия этого местечка, расположенного в 30 километрах от столицы, у трассы Минск — Гомель. Первая: название деревни в волости Бакшты Минского повета происходит от латинского слова decoro («украшать»). Вторая: в переводе с литовского языка «дукора» означает «падчерица» (dūkrà).

Кому — церковь, кому — костел

В начале XVI века волость Бакшты и, соответственно, поселение Дукора принадлежали представителю знатного дворянского рода Николаю Кезгайло, а затем сыну его, Станиславу. После гибели единственного наследника Станислава — Яна, который пережил отца всего на год, все принадлежавшие ему земли перешли в совместное владение семей Завишей и Шеметов.

При них Дукора в конце XVI века была селом в сотню дворов. Местные крестьяне промышляли охотой на куницу и дань платили владельцам куньими шкурами. За исполнением этой обязанности и за порядком в поселении следил староста, избираемый местными жителями. В середине XVII века в Дукоре была основана новая большая униатская церковь — центр прихода, который вместе с соседними деревнями составлял без малого тысячу человек. Местные краеведы считают, что она стояла на возвышенности за деревней, на берегу Свислочи при дороге, ведущей на Руденск (сейчас там дукорское кладбище).

Еврейское кладбище. Со времени последнего захоронения здесь прошло около 80 лет
Еврейское кладбище. Со времени последнего захоронения здесь прошло около 80 лет

В XVII веке Дукора стала собственностью рода Огинских, среди которых и знаменитый Михаил Клеофас. После вхождения земель в состав Российской империи потомок шведского солдата армии Карла XII Франц Ошторп и военный судья войск Великого Княжества Литовского Станислав Монюшко, дед еще одного известного композитора Станислава Монюшко, взяли часть владений Огинского в аренду. А когда их бывший хозяин погряз в долгах, и вовсе прибрали Дукору и Смиловичи к рукам. К Монюшко отошли Смиловичи, а Дукора досталась Ошторпу.

К концу XVIII века Дукора была крупным местечком с торговой площадью, там появилась солидная — около 500 человек — еврейская община, открывшая начальную религиозную школу. Здесь же Ошторп построил свое имение с усадебным двором и небольшим поселением для обслуги.

В XVIII веке в Дукоре проводились четыре ярмарки в год.

Единственной проблемой для Дукоры являлось отсутствие подобающего храма — Ильинская церковь была старая и обветшавшая. При дележе земель Огинских Ошторп и Монюшко договорились: тот, кому достанутся Смиловичи (там находился большой и очень красивый костел), компенсирует постройку нового храма в Дукоре. Поэтому основные средства на строительство униатской Воздвиженской церкви в Дукоре выделил «счастливчик» Монюшко — храм появился в Дукоре на стыке XVIII и XIX веков.

Светскость и упадок

Крест на грандиозных планах превратить Дукору в усадьбу мечты Ошторпов едва не поставила война 1812 года. Сын Франца — Леон — примкнул к французской армии, и только добрая воля российского царя Александра I, не ставшего преследовать часть дворян, воевавших на стороне Наполеона, спасла род от немилости, а усадьбу — от разорения.

Дукорская брама — основной символ дворцово-паркового комплекса Гартингов. Предположительно брама была заложена в конце XVIII — начале XIX веков
Дукорская брама — основной символ дворцово-паркового комплекса Гартингов. Предположительно брама была заложена в конце XVIII — начале XIX веков

Дукоре повезло: Леон воплотил свои планы по строительству большого дворца в классическом стиле, с парками и живописными прудами. Со стороны Смиловичей на въезде в усадьбу была высажена двухкилометровая аллея и построена брама в классическом и неоготическом стиле. В 1845 году в местечке был возведен православный храм Петра и Павла.

С гибелью Доминика Радзивилла Несвиж стал приходить в упадок, центр культуры плавно перемещается в Дукору. Леон Ошторп продолжает лучшие традиции придворных театров, оркестров и хоров, собирает прекрасные коллекции картин и книг. Здесь же создается центр коневодства — более 300 лошадей чистейших пород. В Дукоре частыми гостями становятся известные люди того времени. С трагической и нелепой смертью Леона Ошторпа в 1851 году прекрасная эпоха завершается.

Дворцово-парковый комплекс Гартингов
Дворцово-парковый комплекс Гартингов

В 1874 году имение переходит в собственность Константина Гартинга — сына генерала российских войск, потомка древнего голландского рода, выкупившего имение у Леокадии Ошторп. За девять лет до этого Дукорский католический костел был закрыт, на его месте стала действовать Успенская православная церковь. Гартинги, в отличие от Ошторпа, жизнь вели тихую и размеренную — балы, театры и пышные приемы остались в прошлом. Дворец также подвергся ремонту и на рубеже XIX и XX веков выглядел иначе, нежели при Ошторпах.

В самом местечке имелись водяная мельница, кузница, три трактира, винокурня, ледовня, амбары, хозяйственные постройки, две церкви и больница.

Строительство Свято-Ильинской церкви началось в 1840 году на средства Льва Ошторпа. В 1930 году здание было отобрано у православной общины и стало использоваться как клуб — лишь в 2004 году святыню вернули верующим
Строительство Свято-Ильинской церкви началось в 1840 году на средства Льва Ошторпа. В 1930 году здание было отобрано у православной общины и стало использоваться как клуб — лишь в 2004 году святыню вернули верующим

Последний из Гартингов покинул Дукору в 1918 году, как раз перед ее оккупацией кайзеровскими войсками. Год спустя в местечко пришла Советская власть, оно стало центром сельсовета, а затем превратилось в обычную деревню. Дворец приспособили под школу, в годы Великой Отечественной он был взорван и более уже не восстанавливался.

До нашего времени в агрогородке Дукора сохранились дворцово-парковый комплекс Гартингов, православная Свято-Ильинская церковь XIX века (ранее — Петра и Павла) и еврейское кладбище.

Текст: Владимир Лиходедов