Сначала о контексте загадок.
Фильм «Семь криков в океане» вышел на экраны в 1986 году. Это последняя режиссёрская работа замечательного актёра и хорошего режиссёра Владимира Басова. Сниматься он перестал на два года раньше, его последними актёрскими работами были роли в фильмах «Время и семья Конвей» (он же сам его и поставил, причём после перенесённого инсульта) и эпизод в фильме «Через все годы».
Я очень люблю Владимира Басова — актёра и с уважением отношусь к его режиссёрским работам, среди которых наиболее известны, пожалуй, «Щит и меч», Дни Турбиных», а также две экранизации пьес Пристли: «Опасный поворот» и «Время и семья Конвей».
Если вы не смотрели этот фильм, но планируете, то дальше читать не стоит.
«Семь криков в океане» поставлен Басовым по собственному сценарию, написанному на основе пьесы испанского драматурга Алехандро Касоны. Это фильм-притча о нескольких пассажирах одного лайнера, которые в Рождественскую ночь узнают от капитана, что они не доживут до рассвета. Дело в том, что началась война и капитан выполняет приказ командования своей страны отвлечь внимание неприятеля, иными словами, вызвать огонь себя (на лайнер, который идёт ночью по зоне военных действий с зажжёнными бортовыми огнями). Почему пассажиры суда оказались без средств связи с землёй — непонятно.
На лайнере много пассажиров, но мы близко знакомимся только с восемью: все они, кроме одной девушки, путешествуют в классе люкс. В течение ночи почти все рассказывают о себе нечто важное и тщательное скрываемое до этого момента.
В финале фильма оказывается, что вся эта история приснилась одному из путешественников — сенсационному репортёру Хуану Сантильяне. Впрочем, похоже, что приснилась ему только гибель лайнера, а остальные пассажиры действительно существуют, и теперь молодой Сантильяна, кажется, оказывается посвящён в тайны их жизни неким провидческим сновидением. Да он ещё незамедлительно делает предложение едва знакомой девушке, потому что из сна он узнал, что любит её и зачем тогда зря время терять?
И вот первая загадка: я затрудняюсь сказать, о чём этот фильм? Право же, авторский замысел от меня ускользает. То ли это рассказ о важности покаяния перед смертельной угрозой, то ли история о фатуме и хрупкости жизни? То ли о стойкости одних, равнодушии других и трусости третьих? То ли о том, что бывают вещие сны? То ли о важности решительных действий, то ли о том, что богатые и знаменитые знают то, что неведомо другим (пассажирам из низших классов)?
Загадка вторая: почему хороший режиссёр предложил хорошим актёрам, играющим в этом фильме, произносить большинство реплик из состояния глубокой задумчивости, как будто под гипнозом? Тем страннее выглядят короткие эмоциональные реакции (явный крик в фильме всего один). Видимо, семь криков — это метафора, но короткие исповеди пассажиров, скорее, крайне сдержанные, продуманные монологи.
Третья загадка: почему хорошие актёры словно бы забыли о важности оценивать реплики своих партнёров и часто отвечают так, как будто заранее подготовили ответ?
Четвёртая загадка: почему сон журналиста и явь настолько похожи? Только капитан другой: во сне это совершенно иной человек, герой из прошлого. А всём прочее: ритм, мизансцены, игра актёров, художественное решение остаются неизменными.
Пятая загадка: почему то и дело возникает ощущение пропущенных реплик, а от диалогов остаётся ощущение нелогичности, даже некоторый бессвязности?
Шестая загадка: почему фильм смонтировал таким образом, что актёры все свои реплики произносят в кадре. Закадровых реплик очень мало. Иными словами, мы видим того персонажа, кто говорит. Как только начинает говорить кто-то другой, камера показывает его. Это художественный приём? Возможно. Но какими эстетическими соображениями он вызван, мне непонятно.
И седьмая загадка: отчего же, несмотря на всё перечисленное выше, фильм хочется досмотреть до финальных титров? Почему он остаётся в памяти спустя долгие годы — не как шедевр, но как странная, загадочная лента, подразумевающая что-то большее, нежели открывается даже сочувственно настроенному зрителю?
Помните ли вы этот фильм? И если да, то что вы о нём думаете?
Пожалуйста, подпишитесь