Научная фантастика — это жанр, который часто предлагает довольно неприятные видения будущего. Как правило, создатели научной фантастики не могут рассказать нам ничего хорошего о том, что нас ждет в условиях развития технологий и прогрессивных социальных изменений. Некоторые видения, однако, имеют такой негативный оттенок, что после знакомства с ними очень легко почувствовать грусть и меланхолию. Вот примеры того, что я считаю самыми депрессивными научно-фантастическими фильмами. Однако этот субъективный список не исчерпывает тему — поэтому я призываю вас делиться своими предложениями в комментариях под этим текстом.
Меланхолия (2011)
Это идеальный фильм, чтобы открыть этот список.
Ларс фон Триер, как никто другой, знает толк в депрессии, о чем не стесняется говорить в своих фильмах. Для работ датского режиссера характерно чувство тревоги и безысходности.
«Меланхолия» — единственный пример работы фон Триера, где режиссер использует жанр научной фантастики, чтобы рассказать еще одну крайне грустную историю. Казалось бы, радостное событие, свадьба пары героев, оборачивается глобальной катастрофой. Датчанин дает понять зрителю, что все земные радости имеют мало смысла перед лицом неизбежного, экзистенциального конца. Героиня, которую играет Кирстен Данст, чувствует себя опустошенной и тоскливой, все кажется безнадежным. Эти эмоции остаются со зрителем еще долго после просмотра.
Зелёный сойлент(1973)
Это один из примеров фантастического кино 70-х, в котором создатели не стеснялись выдвигать смелые тезисы.
В случае с Green Nutrient мы имеем дело с очень неблагоприятным свидетельством человечества, которое, движимое инстинктом безудержного потребления, склоняется к самоуничтожению. Метафора фильма работает через заглавную искусственную пищу, которая в фильме используется, чтобы накормить голодающее, перенаселенное общество, отмеченное экологической катастрофой. Следователь Чарлтон Хестон, наконец, приходит к шокирующим выводам, от которых многих может тошнить. Ибо получается, что дни человечества сочтены не из-за внешней катастрофы или войны, а потому, что мы сами являемся «пищей» и источником разрушения.
Гравитация (2013)
К «депрессивности» этого фильма я отношусь условно. Конечно, у последней сцены «Гравитации» есть задатки счастливого финала.
Настоящая борьба главной героини за выживание со стихией космоса заканчивается победой и возвращением на Землю и повторным подчинением умиротворяющему чувству гравитации. Однако следует взглянуть на это название метафорически, чтобы понять его депрессивный характер. Здесь мы имеем дело с женщиной, чье проникновение в глубины космоса является отсылкой к эмоциональному состоянию борьбы с тьмой жизни. Это история о травме и депрессии, возникшей на ее основе, и история о том, как снова встать на ноги, в поисках титульной гравитации. Финал служит катарсисом, но не дойдя до него, мы почувствуем тяжесть борьбы главной героини со стихией и самой собой.
На берегу (1959)
Это один из тех ранних фильмов-катастроф, который остается одним из самых пессимистичных фильмов той эпохи. Потому что здесь неминуемо заканчивается жизнь на Земле, а Австралия — последний, прощальный оплот человечества.
Сегодня инженеры будущего наверняка придумали бы способ избежать этой катастрофы, но на момент формулирования этого видения, видимо, никто из творцов не мог дать и тени шанса человечеству, уходящему в небытие. Возможно, именно поэтому «На берегу» так сильно бьет по сердцу.
Донни Дарко (2001)
Помимо того, что эта вневременная культовая работа Ричарда Келли покорила многих своим извращенным характером, следует отметить, что это фильм, который ясно отражает экзистенциальную неразбериху.
На мой взгляд, все происходящее на экране, вся эта сказочная, фантасмагорическая, чертовски таинственная атмосфера, есть не что иное, как запись крайне нестабильного, депрессивного эмоционального состояния главного героя. Я не буду пытаться доказать, о шизофрении ли речь, о депрессии или о каком-то психозе. Что я знаю точно, так это то, что после того, как я увидела Донни Дарко, я сама начала видеть кроликов. Ну, может быть, не буквально, но примерно так я бы определила настроение, которое чувствовала после просмотра.
Невероятно уменьшающийся человек(1957)
Еще раз - советую подходить к якобы депрессивному характеру этого фильма условно.
Сюжетной осью этого векового зрелища является введение героя в состояние опасности, вызванное резким уменьшением размеров его тела. Но ситуация, представленная нам Джеком Арнольдом, служит нам для более глубокого размышления. Все благодаря очень неожиданному выводу рассказчика шоу, в котором приключение, представленное в фильме, должно было дать зрителям понять, что этот невероятно уменьшающийся человек на самом деле является нами, человечеством, в космической перспективе. Когда мы осознаем, какой мы муравей, даже кроха в масштабах вселенной, тогда мы должны осознать, насколько ничтожна на самом деле наша судьба. Это может быть поводом для подрыва смысла существования, но может быть и поводом для самого обычного (и здорового) смирения в жизни.
Солярис (1972)
Станислав Лем прекрасно знал, как с помощью научной фантастики заставить читателя понять, что «все суета» перед лицом неизбежности судьбы.
Структура сюжета «Соляриса» очень загадочна и неоднозначна, что позволяет трактовать события метафорически. Негативные мысли Лема были прекрасно поняты русским виртуозом Андреем Тарковским, который в своем космическом сне 1972 года о космонавте, прибывшем на исследовательскую станцию, тайно внушил предположения, что человеку, столкнувшемуся с абсолютной и бесконечной вселенной, нечего сказать. Атмосфера безысходности, исходящая от экрана, настолько густая и наводящая на размышления, что остается с нами на долгие годы после просмотра.
Чужой 3 (1992)
Борьба с таинственным монстром из космоса в третьей части знаменитой научной фантастики вступает на самый темный путь.
Да, 8-й пассажир «Ностромо» был идеальным открытием этого цикла, потому что он был совершенно темным и неразборчивым в средствах. Несмотря ни на что, и первая, и вторая части — это фильмы с относительно хорошим концом.
Начнем с того, что это та часть, где персонажи явно наиболее уязвимы для опасности, и все потому, что действие происходит в тюрьме без оружия. Второе, что в случае с этим фильмом напрямую влияет на настроение этой истории, — это характерная бритая голова Эллен Рипли. К этому элементу следует относиться символически, ведь лишение женщины волос есть акт лишения ее ключевого атрибута женственности, и связано это с тем, что в данном случае создатели хотели подчеркнуть, что в противостоянии с тотальное зло мы все приводим к общему знаменателю. Мы такие же слабые и беззащитные. С другой стороны, третий аспект, который выражает депрессивность этого фильма, — это, конечно же, его финал, крайне трагичный. Мне кажется, что после финала «Терминатора 2» это, наверное, одна из самых депрессивных концовок в истории НФ, и все потому, что мы прощаемся с главным героем этой истории, который возвышенно выбирает себе жертву. Если бы мы отождествляли себя с Рипли, мы бы ни за что не ушли после финала «Чужого 3».