Найти тему

Брестский мир: многоходовочка Ленина

13 ноября 1918 года случилось то, что не слишком любят вспоминать власти - большевики аннулировали Брестский мир. Был выпущен соответствующий декрет, в котором писалось: "Все включенные в Брест-Литовский договор обязательства, касающиеся уплаты контрибуции или уступки территории и областей, объявляются недействительными". Констатировалось, что возможность отменить "похабный" мир возникла из-за прошедшей в те же ноябрьские дни (но, к сожалению, так и не победившей) революции в Германии, и теперь Советская Россия рассчитывает на союз с рабочими и крестьянами немецких и австрийских земель.

Брестский мир был аннулирован спустя восемь месяцев после подписания
Брестский мир был аннулирован спустя восемь месяцев после подписания

Заключенный 3 марта 1918 года мир России с Центральными державами был крайне тяжёл. Наша страна теряла территории, обеспечивавшие почти половину всех важнейших экономических показателей и населённую десятками миллионов людей - Польшу, Прибалтику, Белоруссию, Украину. Причём непосредственно потерянными большевиками в ходе февральского наступления немцев была только часть Белоруссии и Прибалтики. Остальные земли были утрачены еще "бывшим в шаге от победы" Царским и Временным правительствами. Украина фактически контролировалась местным правительством, которое возникло вне всякой связи с Советской властью (привет тезису деда про "Украину имени Владимира Ильича Ленина").

Могла ли Советская Россия воевать в начале 1918 года? Нет, не могла. Во-первых, был слишком высок запрос общества на мир. Мобилизации перестали помогать еще в 1915-м, оставление фронта началось еще в 1916-м, а к 1917-му народу хотелось мира, хлеба и земли. Во-вторых, новая власть только создавала свою армию: старая воевать уже не могла, ресурсов для остановки немцев не хватало. Недаром ряд городов (Псков, Нарва и так далее) противник брал буквально мотопехотой. В такой ситуации нужно было заключать любой мир на любых условиях и отдышаться. Тем более, что революцию в Германии все ждали: тамошние солдаты также не слишком рвались в бой и хотели мира. Ленин и партия приняли единственно верное, но тяжелое решение.

Брестские переговоры
Брестские переговоры

Германия, казалось бы, восторжествовала, а Советская Россия оказалась скомпрометирована. Но не тут-то было. Большевики сразу говорили, что этот мир нам навязан, что это не наше желание. Мы бы предпочли "без аннексий и контрибуций", но пока наши возможности меньше возможностей хищников. Надо было переждать. И переждали. Центральные державы постепенно потеряли силу и были вынуждены капитулировать перед Антантой. 9 ноября 1918 года в Германии пала монархия, а 11 ноября было подписано Компьенское перемирие, о судьбе которого я ранее писал. Впрочем, Советскую Россию победители при любых раскладах не собирались звать к столу победителей. У нас были свои интересы, а именно: вернуть утраченное и помочь немецким с австрийскими братьям по классу.

В отличие от нынешнего руководства, не имеющего внятного военного плана, у Советов план был ясным. Надо удержаться в одной стране, лавируя между группами империалистов, и попытаться придать революционному движению всемирный масштаб. Поэтому и похабный мир 3 марта, и аннулирование его 13 ноября - звенья одной цепи. Ленин и партия, в отличие от одного "гроссмейстера", умели играть в многоходовочку. Немецко-австрийский блок был переигран. Ожидалось развитие успеха в виде полноценной пролетарской революции в Центральной Европе, а также нарастание проблем у англо-французского блока:

"После нашей формальной капитуляции в Брест-Литовске, германский империализм не продержался и 9 месяцев. История доставила нам недурной реванш - пока еще, правда, далеко не полный: во-первых, партия Либкнехта и Люксембург не вырвала еще власти из рук лакеев, временно пришедших на смену господам; во-вторых, победители наших бывших победителей еще не побеждены. Англо-французский империализм еще не только жив, но и опасен.
Со своей стороны, мы готовы были повторить Брест-Литовские переговоры с новыми англо-французскими партнерами; история показала, что от первого Бреста не мы оказались в накладе. Но именно поэтому буржуазные классы Антанты после всех колебаний, шатаний и пересудов, по-видимому, окончательно отказались от переговоров с правительством большевиков. В этом отказе есть весьма ценное историческое признание как правильности нашей брест-литовской политики, так и нашей возросшей силы"

Так писал в начале 1919 года Лев Троцкий. К сожалению, партия Либкнехта и Люксембург взять власть не смогла, немецкая революция была задушена социал-демократами, а англо-французская буржуазия устояла. Борьба пошла иными, куда более трудными путями... Но тактический успех в виде многоходовки с Брестом из истории уже не выкинешь!

П.С. В последнее время читатели часто интересуются техникой исследования документов. Касаемо правил обращения с мемуарными источниками и собраниями сочинений я написал отдельную заметку.

____________________________________________________________________________________

Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме.

Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357

Остальные мои заметки о всемирной и отечественной истории - в подборке по ссылке