Найти в Дзене

🔥Новаторы Лысенко. Образцовая семья советских экспериментаторов.

Семья новаторов.
Семья новаторов.

О таком человеке, как академик Трофим Лысенко слышали, наверное, многие. Известен он, в основном, как гонитель генетики, Вавилова и мракобес.

Но так это на самом деле или не так - вопрос сложный.

Каково же было мое изумление, когда, продолжая копаться во впечатливших меня старых подборках журнала "СССР на стройке", о котором я подробнее рассказывала здесь:

я обнаружила номер от марта 1941 года, в котором говорилось о советских творцах - новаторах, на примере... всей семьи Трофима Лысенко. Вернее, на примере его родителей (отца) и братьев, которых, оказывается, было еще два.

И все они, начиная с отца, оказались теми самыми новаторами. Причем, у меня, после знакомства с материалами журнала, сложилось впечатление, что главным новатором в семье был как раз отец семейства, поскольку сумел выделиться из массы крестьян хорошо подвешенным языком, умелой риторикой, и вообще - мог себя показать.

Но сперва - несколько слов о том, кто такие были советские новаторы и почему им уделялось внимание.

-2

Мы не будем фантазировать, и возьмем предоставленное журналом объяснение.

Для него приводится цитата С. Кирова:

...Секрет побед, одерживаемых большевиками, заключается в том, что им свойственно внутреннее беспокойство.
Что окрыляет партийных и непартийных большевиков нашей страны?
Социалистическое творчество, направленное к укреплению могущества своей отчизны. В социалистическом соревновании рождаются новые идеи, двигающие вперед науку, технику, искусство. Высокая большевистская идейность, беззаветное служение делу партии, верность своему народу, любовь к творческому труду, целеустремленность, настойчивость - вот, что питает работу новаторов.
Им чуждо зазнайство, самоуспокоенность. Они учатся, преодолевают трудности, двигаются вперед...

Короче говоря, новаторы были такими неуемными изобретателями, которые не боялись постоянно ставить эксперименты, чтобы не денег заработать, как в проклятых забугорных странах, а страну осчастливить.

Судя по количеству портретов вокруг Сталина, смелых на страну было немного. К тому же, как я поняла, если человек попал в обойму новаторов, от него ждали, что он постоянно, как конвейер, будет рождать новые идеи. Не все, согласитесь, на такое способны. Мне даже пришла в голову мысль, что дикость некоторых идей того же Трофима Лысенко и вызвана вот этой необходимостью - для подтверждения новаторского статуса постоянно выдавать нечто ломающее стереотипы.

Заведующий хатой - лабораторией.
Заведующий хатой - лабораторией.

Отец новатора, тоже новатор, Денис Никанорович, трудился в некоей хате - лаборатории. Название меня очень заинтриговало, но я нигде не нашла информации, чем же он в своей хате- лаборатории ценным для страны занимался.

Новаторы.
Новаторы.

В журнале проводится такая параллель.

До революции ученые в России жили в тоске и одиночестве. И непрестанных страданиях. Они задыхались в атмосфере лжи, лицемерия, которая сковывала их творческие порывы. Все их идеи и замыслы гибли в буржуазном обществе, которое желало видеть в науке только свою служанку. Капитал мял, душил и давил таланты, и обрекал новаторов на голод и прозябание.

Несчастные предшественники.
Несчастные предшественники.

И не было у них преемников и наследников.

Но тут пришли большевики, и товарищ Сталин сообщил новаторам совершенно иное. Он призвал их смелее экспериментировать, обещая поддержку партии и правительства.

И страну прорвало.

Появились Стаханов, Паша Ангелина - великая трактористка, и семейство Лысенко. Они воодушевились творческим трудом на благо родины и породили новые идеи в разных областях, начав бороться против рутины, ломать устаревшие традиции, и идти вперед.

И вот семья Лысенко как бы идеально иллюстрировала картину новой жизни новаторов - здесь тебе и гроздь самих новаторов, и преемственность, и отсутствие одиночества.

Преемственность в следующих поколениях.
Преемственность в следующих поколениях.

Однако эти общие фразы совершенно не дают ответа на вопрос - чем конкретно занимался в своей хате - лаборатории отец семейства?

Я нашла только одно упоминание о его новаторской деятельности - когда его сын Трофим что - то там придумал с яровизацией пшеницы, первый эксперимент он провел на земельном наделе отца. И только получив там удовлетворительный результат, понес идею дальше.

Везде сын и отец рядом.
Везде сын и отец рядом.

В журнале о деятельности отца семейства написано как бы много, но размыто.

Главная заслуга отца в том, что он принял хорошо освободившую его от ига Советскую власть,
С ним советовался сын Трофим, поскольку отец всю жизнь занимался земледелием.
Он зарыл зимой в сугроб несколько мешков озимой пшеницы, дав тем самым знаменитый почин в деятельности сына. Так начиналась скандальная яровизация озимой пшеницы (то, о чем я написала выше).

Ну и с тех пор старик тоже стал новатором. Сын продолжал ставить эксперименты на его земле, а отец его поддерживал и, видимо, непосредственно осуществлял указания сына по посадке разных культур и уходу за ними. Так отец стал внезапно на старости лет селекционером, и разъезжал по разным выставкам, осыпаемый почетными грамотами.

Он умел правильными словами похвалить партию, судя по приведенным цитатам, постоянно ссылался на сына Трофима, и еще, когда сын Трофим получил за выдающиеся труды Орден Ленина, отец, Денис Никанорович и мать, Оксана Фоминична, написали в Москву, Сталину благодарственное письмо, которое было напечатано в газете Правда за 3 января 1936 года, на первой полосе.

В письме правильными словами родители новатора ругали проклятое прошлое и хвалили славное настоящее, с глубокой благодарностью товарищу Сталину.

-8

В общем, в то время из семьи Лысенко сделали образцовую семью советских новаторов, которая демонстрировала и правильное мышление, и преемственность, и прочие передовые советские ценности.

То самое письмо, которое улетело в Москву из той самой хаты - лаборатории.
То самое письмо, которое улетело в Москву из той самой хаты - лаборатории.

В семье, как я уже сказала, выросли три правильных сына.

Старший, Трофим, пошел дальше всех. Главный новатор и экспериментатор, академик, гроза мухолюбов-человеконенавистников, и, между прочим, отличный агроном.

-10

О его деятельности те, кому интересно, могут прочитать в моей специальной статье, ссылка на которую дана в начале этого материала. Скажу только, что в журнале деятельность Трофима Лысенко и он сам представлены максимально рекламно.

Вот - ничего не боится человек, и каких высот достиг!

Все высоты представлены в галерее ниже - надо просто пролистать.

Бесстрашный экспериментатор показан во всех ракурсах и приятных ситуациях.

Вот он выступает с высоких трибун, вот сидит рядом с великими людьми, вот его деятельности посвящен целый павильон на ВДНХ, вот он в полях, вот - в экспериментальных лабораториях, а вот, посреди пионеров, которые смотрят на него, как и колхозники - с обожанием.

Умели подать рекламный материал в СССР, что и говорить!

Трогательно рассказано, как Лысенко шел к такому почету. Как выдержал большую борьбу на фронте науки. Как посрамил защитников старых догм. Как вырастил на юге невиданный урожай картофеля, как внедрил приемы ухода за хлопчатником, которые дали грандиозные урожаи.

Особо подчеркивается, что Трофим Лысенко не кабинетный теоретик. Он практик, который всегда сам в полях. Он призывает изучать опыт народа, поскольку этот опыт накоплен веками. Он говорит с народом понятным простым языком. Его выступления слушатели конспектируют в блокноты, и разносят передовой опыт по всей стране.

В общем - настоящий новатор. Потомственный, из гущи народа, и в гуще народа.

Однако, мы помним, что братьев было три.

И следующий, Павел, стал химиком. А почему? А потому что однажды наслушался старшего брата, который на берегу родной реки, с блеском в глазах, рассказывал ему о перспективах химии как науки.

Второй брат - Павел Лысенко.
Второй брат - Павел Лысенко.

Павел тоже стал новатором. Тоже поверг консерваторов и открыл новый способ коксования угля.

С Павлом много интересного.

Его судьба во время войны рассказывается по - разному.

По одной версии, которую в конце 80-х озвучил сын Трофима Лысенко, Павел вместе с женой погибли в облитом керосином и подожженном вагоне под Полтавой во время войны. Вместе с другими советскими гражданами.

-13

Но более распространенной была версия о том, что Павел, который, кстати, в отличие от старшего брата, пачками до войны писал доносы на оппонентов, находился в Харькове, когда город взяли немцы. И... перешел на их сторону. До 1949 года он с супругой жил в Мюнхене. А потом они переехали в США, и жили там с двумя детьми в шикарном доме под Нью - Йорком. Далее его следы теряются.

-14

Был ли он великим и ценным химиком - вопрос открытый. Однако никаких иных данных о нем я не нашла, и понятно только то, что второй брат как-то растворился в годы войны.

Но у нас остался последний брат. Владимир.

Тоже новатор.

О Владимире сказано совсем немного.

-15

Он был горным инженером. Начинал на Урале, в медных шахтах, а перед войной работал главным инженером медеплавильного треста в Кировграде.

Два старших брата были членами партии, а младший пока нет, и в журнале это было преподнесено так, что они поставили перед собой великие цели помочь стране - добились, и вступили в партию с чистой совестью. А младший только наметил задачи, но пока их не решил - только над ними работает. И в партию вступит как только эти задачи (рабочего характера, по рационализации труда на заводе), решит.

Вот такой сознательный.

-16

Далее я о нем данных не нашла, кроме глухого упоминания, что он всю войну и после нее работал там же (Кировград находился на Урале).

Вот такие новаторы.

Интересно, что после войны всплыл только старший брат, который, кстати, и во время войны много сделал для страны в области сельского хозяйства. Остальные как - то растворились, так что сейчас информацию о них найти очень сложно.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.