Гатауллин Наил Абдуллович родился 1 декабря 1947 года в деревне Старые Юмралы Апастовского района ТАССР.
После окончания Казанского авиационного института по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» Гатауллин Наил Абдуллович начал свою трудовую деятельность на КАМАЗе. 8 сентября 1975 года он стал работать инженером-конструктором в управлении главного конструктора (УГК) КАМАЗА в службе двигателистов под руководством Шестакова Александра Анатольевича, о котором писал ранее здесь - https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/tvoi-liudi-kamaz-shestakov-aleksandr-anatolevich-k-90letiiu-so-dnia-rojdeniia-633ad1f229c68852b57c70eb
В 1976 году на площадях ремонтно-инструментального завода, в лаборатории ремонтно-кузнечного цеха была временно запущена испытательная станция для первых камазовских двигателей. Станция включала в себя три моторных стенда, для организации испытаний двигателя. Основным пользователем первого стенда одноцилиндровой установки был Валеев Данис Хадиевич со своей командой. Второй стенд, под руководством Мясоедова Михаила Григорьевича, служил для проведения исследований по индицированию. А третий стенд под началом Гатауллина Наила Абдулловича был предназначен для испытания первых образцов турбонаддувных двигателей.
На этом стенде во второй половине 1970-х годов Гатауллин Наил Абдуллович под руководством Мошкова Геннадия Григорьевича - начальника конструкторско-исследовательского бюро и Каминского Валерия Наумовича - заместителя главного конструктора по двигателям УГК КАМАЗа, проводил испытания турбины, компрессора, узла подшипников малоразмерных турбокомпрессоров. Позднее им был предложен способ комплексной оценки качества изготовления и сборки малоразмерных турбокомпрессоров в условиях массового производства.
Внизу на фотографии Гатауллин Н.А. получает награду из рук Баруна В.Н. – главного конструктора КАМАЗа.
С 1986 по 1995 год Гатауллин Н.А. продолжал дело, начатое на КАМАЗе Каминским В.Н., и возглавлял работы по разработке высокоэффективных турбокомпрессоров и охладителя наддувочного воздуха.
В 1995 году Гатауллин Наил Абдуллович был назначен главным конструктором по двигателям НТЦ КАМАЗа.
Это назначение совпало с тем, что тогда же в 1995 году Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМАЗа принял решение об ускорении разработок и внедрения в производство дизелей мирового уровня по экологическим показателям.
Уже в конце 1995 года модернизированные камазовские двигатели успешно прошли приёмочные и сертификационные испытания, получив международные сертификаты соответствия уровню ЕВРО-1 по экологии. В феврале 1996 года первые 10 двигателей ЕВРО-1 были отправлены на главный сборочный конвейер автомобильного завода.
Вот как о том периоде рассказывал сам Наил Абдуллович на страницах журнала «Лидер», май 2002 года.
Вслед за двигателем ЕВРО-1 последовал двигатель, соответствующий стандарту ЕВРО-2.
Внизу информация из «Авторевю», №11 за 1999 год.
Обратите внимание, что, когда в трудные, голодные и лихие 1990-е годы НТЦ КАМАЗа растерял более половины своих специалистов, Гатауллин Н.А. и его команда двигателистов не опустили руки. На базе двигателей КАМАЗ под руководством Гатауллина Н.А. в 1990-е годы были созданы не только десятки модификаций двигателей для камских грузовиков, исходя из пожеланий конкретных заказчиков, но и двигатели для автобусов, тракторов, кормоуборочного комбайна «Полесье», для комбайнов «Дон» и «Енисей».
Внизу материал из газеты «Вести КАМАЗа» от 5 августа 2000 года.
К этому добавьте также двигатели для спецтехники, для речных и морских судов.
Для всех интересующихся развитием камазовских двигателей на рубеже XX-XXI веков будет интересна справка, подготовленная самим Гатауллиным Наилем Абдулловичем
В 2005 году команда Гатауллина Н.А. завершила опытно-конструкторские работы по созданию транспортных двигателей, работающих на сжатом природном газе мощностью 260 л.с.
В процессе создания турбокомпрессоров серии «С» и охладителей надувочного воздуха «воздух-воздух» и «жидкость-воздух» Гатауллиным Н.А. были разработаны оригинальные технологические процессы изготовления отливок колеса компрессора и турбины по образцам, изготовленным механообработкой. По результатам вышеназванных работ Гатауллин Наил Абдуллович защитил кандидатскую диссертацию. 30 декабря 1998 года ему была присуждена учёная степень кандидата технических наук.
Гатауллин Н.А. – автор 54 научных, методических трудов и 6 патентов на изобретения. В своё время награждён серебряной медалью ВДНХ.
За творческий подход к выполнению заданий, трудолюбие и высокий профессионализм Гатауллину Н.А. были присвоены звания «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан» и «Заслуженный конструктор Российской Федерации». Он награждён медалью «В память 1000-летия Казани».
9 сентября 2010 года уволился с КАМАЗа. В настоящее время проживает в Казани.