Найти тему
Стив Май

"Даже Шарафутдинов!"

Это не какая-то серьёзная статья, просто так, мысли вслух. На днях случай произошёл.

Я же веду уроки по "волшебным" листочкам. Тут надо понимать, что работа с ними занимает не 100% времени. Если следовать плану, то получается примерно 1 листочек в четверть на физику, пара листочков за год на информатику и штуки по три в год на математику. Поэтому в году есть куча времени, когда дети от листочков свободны. При чём кто-то справляется с листочком за неделю, кто-то за полгода, так что, заняв первых занимательными задачами, я вполне могу позволить себе тщательнее работать со вторыми.

А ещё в каждом классе есть парочка очень интересных "кадров", которые не хотят работать. Ну учителя таких знают, не мне рассказывать: они в телефоны играют, плюются бумажками (вспомнил своё детство сразу, но у нас были спичкострелы из карандашей, скрепок и резинок), отвлекают всех разговорами. Это даже не потому что невоспитанные, а просто им заняться не чем, вот и балуются. И листочек лежит перед ними и пылится. Такие ни за полгода, ни за всю жизнь не пройдут его.

У меня к этим ребятам свой подход, который, как ни странно работает. Я их просто не трогаю. Так, время от времени напоминаю, что надо бы взяться за ручку и начать делать, да выставляю "двойки" за работу на уроке, мол, в тетради записей не появилось - "лебедь" в дневник. И другими способами не подгоняю.

[Тут есть исключения, всё зависит от ребёнка. Если он от работы увиливает по психологическим причинам, то я, разумеется, помогаю их преодолеть.]

Кадр из к/ф "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён"
Кадр из к/ф "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён"

И вот в одном классе есть... назову его Шарафутдинов (это из "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён", если кто не догадался по заголовку). В общем, с начала года этот ребёнок не продвинулся в математике ни на миллиметр. Сильно я его не дёргал: пару раз поставил двойки, пару раз он списал готовый ответ (а что, листочки же у всех одинаковые, так что у соседа легко "скатать"). И на этом как бы дело закончилось. Все вокруг как-то суетятся, делают что-то, прыгают до потолка со воплями на всю школу "Ура! наконец-то я это ***ное десятое задание сделал!" (Дети же не стесняются в выражении своего победного счастья), ну и так далее.

А этот сидит, в телефон играет, развлекается разговорами с соседями. Я особо не спрашивал, но по косвенным данным знаю, что на других предметах Шарафутдинов ведёт себя точно так же, и никто из учителей с ним совладать не может.

И так он достал своих соседей (они же работают, им некогда в его катки включаться), что на днях случилось страшное.

Стоят вокруг меня человек пять учеников, обсуждаем какое-то сложное задание, где необычный случай записи рассматривается: как его распознавать, да как интерпретировать. И тут подходит этот кадр, подаёт тетрадку с кривенькими циферками и попыткой сделать первое задание из листочка. При чём видно сразу, что сам пытался сделать. Первая часть задания лёгкая, там все ошибки стандартные, стандартный ликбез по их исправлению и работе со второй частью я провёл, сказал, что делать дальше. Он забирает тетрадку и уходит к себе на место.

Ребята вокруг стоят, глаза у всех по три копейки. Одна девочка выдаёт:

"Офигеть! Даже Шарафутдинов!"

PS.

Случай этот не единичный, я повторюсь: такие Шарафутдиновы есть в каждом классе, и не по одному. Я бы, может, и не обратил внимания, если бы не фраза, которую я иначе, чем голосом тов. Дынина не могу услышать. А так заметил, и решил поделиться.