Найти тему
Oriental Mos Gallery

Натуральные пигменты – в чем смысл?

Натуральные пигменты так редко встречаются в мире современной живописи… Плохо это или хорошо, и в чем их такая особенная ценность?

До появления синтетических красителей в ХХв. у человечества не было выбора – все красители, которые использовались и в быту, и в искусстве были натуральными. Здесь цвет предмета мог много рассказать о финансовом положении своего владельца – способ изготовления и редкость одного красителя разительно отличался от другого. Но развитие химической промышленности внесло равенство в эту «имущественно-цветовую сегрегацию» - при современной скорости и сравнительной простоте получения синтетических красок дифференциация общественного статуса по «цвету штанов» ушла в область пережитков.

Фото: Алые одежды – символ власти от Европы до Японии.
Фото: Алые одежды – символ власти от Европы до Японии.

Но что же происходит в живописи и изобразительных искусствах?

Благодаря появлению синтетических красок, занятие живописью само по себе стало доступно большему количеству людей. У невероятно дорогих натуральных и минеральных пигментов появилась доступная альтернатива и занятие живописью из тяжелого и затратного труда стало доступным хобби. Натуральные пигменты не стали дороже оттого, что используются реже – они всегда были дороги. Еще совсем недавно художники сами делали для себя краски, часто даже из полудрагоценных камней. Другого способа получить нужные цвета у них не было.

Однако, во многих областях живописи, как правило – в традиционных направлениях - использование именно натуральных пигментов считается если не обязательным, то крайне настоятельным. В иконописи, в восточных техниках живописи на холсте или шелке, произведение считается «не совсем настоящим» если написано не натуральными красками.

Китайская живопись на шелке минеральными пигментами, процесс // худ. Ван Донмей
Китайская живопись на шелке минеральными пигментами, процесс // худ. Ван Донмей

Не только идейные соображения «об истинности» придают ценность натуральным пигментам. Главное их достоинство – стойкость. Натуральные, особенно минеральные, краски не выцветают. Благодаря этому свойству мы имеем возможность видеть произведения созданные, без преувеличения, больше тысячи лет назад.

Лучший пример – пещеры Могао в Дуньхуане, которые радуют нас яркими красками уже вторую тысячу лет. По росписям пещер видно, что минеральные пигменты более стойки чем растительные.

Если вам было интересно, читайте продолжение: Как и из чего делают натуральные пигменты?

____________________________

(с) mos.gallery

Рудина Валерия, Куратор «Первая Московская Галерея Восточной Живописи»
«Находки куратора» - заметки об интересных явлениях искусства Востока