Пятничные посиделки с друзьями за секунду переросли в битву мнений. А как все хорошо начиналось. Обсуждали работу, футбол, цены в магазинах. И тут дернул черт Антона похвастаться новой игрушкой, которую он подарил сыну просто так. У Антона и Леси было двое маленьких детей, у Сергея с Наташей тоже. Что же могло пойти не так?
—Зачем такая дорогая игрушка? Ого, богомол на пульте управления. За эту мелочь зеленую такие деньги? Вот скажи, это прям сын захотел или ты?
Наташа, наслаждаясь тем, что ее дети громили чужую квартиру, забыв, влезла на территорию запретных тем. Своих детей она не баловала, скорее держала в ежовых рукавицах, искренне считая, что без телефонов и гаджетов им будет лучше. Вместо этого они посещали различные секции, что позволяло ей считать себя образцовой матерью.
Вот и сейчас она начала высказывать свою точку зрения, хотя ее об этом никто не просил:
— Скажите, когда это произошло, что мир начал крутиться исключительно вокруг детей? Ещё лет 20 назад такого не было!
Сергей согласно закивал, накладывая себе "Мимозу". Леся готовила ее именно так, как он обожал. В вопросах воспитания он был солидарен с супругой, прививая им правильные вещи: по выходным возил с собой на рыбалку, учил сына мастерить всякие мелочи на даче, а дочь всегда была на подхвате.
—Сейчас из родителей делают аниматоров каких-то, они целый день должны детьми «заниматься», бесконечно развивать, покупать самые лучшие игрушки, одежду и гаджеты, день рождения только с клоунами и фантастическим тортом!
Антон, молча слушавший это спич, не выдержал:
—Это нормально, все лучшее детям!
Он искренне не понимал, что они с женой делают не так. Он же не лез в воспитание детей друга, чего они стали его учить? Но обострять ситуацию не хотелось, тем более повода особо и не было.
—Знаешь, у меня этого не было, поэтому я хочу дать им все. И Леся так считает. Мы им уже каждому открыли счет, куда откладываем часть денег. По нашим расчетам, подарим каждому по квартире, отличный старт.
—У богатых, конечно, свои причуды. Сами экономите на себе, но им соломки подстилаете? Да, вот меня давно волнует этот вопрос. Что за требование стало такое купить квартиру? А если мы с Сергеем не сможем? Наши дети будут кричать —зачем нас рожали?У всех сплошные травмы с детства, все им недодали, в попу не додули.
—Слушай, при чем здесь богатые, квартира? Ты же знаешь, как Лесю родители воспитывали? Или ты считаешь, она замуж за меня в 18 просто так выскочила? Потому что ей постоянно тыкали, что она дома никто и звать ее никак. Все родителей, в том числе она. Музыка, потому что мама хотела заниматься, бег, потому что у папы не срослось. За английский спасибо, но не так как ее учили. Она тебе потом расскажет, как на гречке стояла. Она не требует от них ничего, зато они требуют взамен! И вдруг теперь она должна к ним проявлять любовь и благодарность? Почему? Когда она в них нуждалась, они ее шпыняли и виноватили за кусок хлеба. Поэтому я хочу, чтобы мои дети прожили нормальное детство.
—Антон, Антон. Да хватит вы уже. Каждый уже разговаривает о своем. Вы хоть друг друга слышите?
Леся гладила по спине мужа, который был на взводе. Она не любила трогать тему ее детства, но понимала, что супруг просто не сдержался. Сергей, чтобы разрядить обстановку, потянул Антона за рукав. Все себя чувствовали неловко.
—Пошли выйдем, успокойся.
—Да я нормально. В своей семье командуйте, а не нас учите.
Но обстановка была уже накалена до предела. Несмотря на это, Наташа не успокаивалась, считая, что ее слова неправильно поняли. Вскочив из-за стола, она задержала Антона.
—Я не про моральное отношение родителей к детям. Я про материальные требования. Я не учу, я просто спрашиваю. Вы живете не богато, но пластаетесь ради них. Спасибо вам скажут? Или все мало будет? Вот и сейчас, у вас к родителям одни претензии. Не так воспитывали Лесю, мало дали. Вот мы жили не богато, но мне в голову не придет в чем-то обвинять маму. Мне жизнь дали и на том спасибо. А винить постоянно родителей в своих неудачах, будучи взрослой, так себе затея.
Антон вскипел окончательно, он только набрал воздуха, чтобы заорать, но слава богу, на кухню забежали дети. Привлеченые громкими криками, они начали спрашивать, что случилось. Тему быстро замяли, Сергей с Наташей засобирались домой и конфликт был погашен. Напоследок уже в дверях Наташе не дал больше высказаться муж, а Антона успокоила жена.
Каждый из них, обсуждая эту ситуацию, все равно остался при своем мнении, жалея, что не переубедил оппонента. Но все равно у них были разные взгляды на воспитание и отношение к детям, зачем тогда спорить?
Комментарий Янины Квашниной, практикующего психолога вот уже более 5 лет. Она создала подборку книг для женщин, которые помогают им почувствовать себя увереннее. Подписывайтесь на канал, обновляйте страницу, чтобы увидеть скрытый пост.
Ни для кого не секрет, что мы действительно живем в период детоцентризма. В наше время считается нормой провозглашать лозунги: " Все лучшее детям", "Дети - цветы жизни", "Дети, это святое" и т.д. К такому подходу можно относится по-разному: горячо одобрять, занять более уравновешенную позицию, либо твердо придерживаться позиции средневековья, со всей ее суровостью, жестокостью и страхами " избаловать/испортить" дитя.
До тех пор, пока родители не нарушают прав ребенка, каждый может воспитывать его так, как считает нужным и полезным.
Если же вернуться к вопросу, поднятому нашими парами, то действительно ли во всем виноваты родители? В свое время замечательный британский педиатр и психолог Дональд Винникот ввел в обиход термин "good enough mother" — достаточно хорошая мать. Данное понятие обозначает "мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки."
Опять таки, это мать, которая в силу своих знаний, понимания и опыта воспитывает ребенка так, как считает, для него лучше.
Но, при этом нужно быть честными и признавать, что, как бы любые родители не старались, никто не идеален и, рано или поздно, каждый будет совершать ошибки, невольно травмируя при этом любимого ребенка. И снова, как невозможно уберечь ребенка от ушибов и ссадин, также невозможно уберечь его и от эмоциональных травм.
Со временем многие такие травмы уходят, не оставив даже и следа, но, что-то остается, время от времени давая о себе знать. Ну, и не будем закрывать глаза на тяжелые повреждения, полученные в детстве. Это могут быть как физические переломы, порезы, сильные ушибы, так и эмоциональные. Это то, что может искалечить на всю жизнь. И тут многое зависит от ситуации при которой был травмирован ребенок . Ведь, к примеру, если он сломал руку, упав с качели/велосипеда — это одно, даже если последствия остались на всю жизнь. А если ребенку руку сломал один из родителей? И он остался инвалидом на всю жизнь? Повернется ли у кого-то язык сказать: взяли моду, винить родителей в своих проблемах!
То же самое и с эмоциональными повреждениями: если ребенок рос в атмосфере эмоционального, физического, сексуального насилия ( а таких семей, к сожалению, не мало), будучи взрослым, он может десятилетиями лечить травмы полученные в детстве, борясь с тяжелыми депрессиями, заниженной самооценкой, чувством никчемности, отвергнутости, недоверия к людям и т.д.. Эти травмы могут сильно влиять на качество его жизни и можем ли мы тогда оставаться глухими к его боли, не разбираясь, сваливая все на избалованность и цинично кривясь цедить: "Взяли моду..."? Гуманно ли это? И по человечески ли?
Подписывайтесь на канал, если откликаются такие темы, ставьте лайк и пишите свое мнение!