Найти в Дзене
Шкатулка с историями

"Ты мне не муж!" или как средневековые женщины избавлялись от мужчин

Зашуганная, бесправная, вечная жертва белых цисгендерных мужчин. Вот образ средневековой женщины в современной западной поп-культуре. Есть правда и другая крайность - сильные и независимые, те, что войдут в горящую избу с конем на плечах. В реальности все было... по-разному. В Венеции, к примеру, благодаря высокому правовому сознанию общества и принадлежности к католическому вероисповеданию, права женщин были (относительно) защищены. Как-то давно я читала книгу "Брачные войны в Венеции Раннего нового времени" - это сборник реальных судебных дел, когда венецианские мужчины и женщины пытались развестись. Развода в Венеции 16 века не существовало. Но были иные варианты. (На тему натолкнула дискуссия - является ли брак короля Карла III с Камиллой Паркер Боулз законным, если она первым браком была замужем за католиком) Так вот. Какие имелись варианты. Первый и главный - тот, что в свое время не смог законным образом провернуть Генрих VIII. Аннуляция брака. Но что не под силу английс

Зашуганная, бесправная, вечная жертва белых цисгендерных мужчин. Вот образ средневековой женщины в современной западной поп-культуре.

Есть правда и другая крайность - сильные и независимые, те, что войдут в горящую избу с конем на плечах.

В реальности все было... по-разному. В Венеции, к примеру, благодаря высокому правовому сознанию общества и принадлежности к католическому вероисповеданию, права женщин были (относительно) защищены.

Как-то давно я читала книгу "Брачные войны в Венеции Раннего нового времени" - это сборник реальных судебных дел, когда венецианские мужчины и женщины пытались развестись. Развода в Венеции 16 века не существовало. Но были иные варианты.

(На тему натолкнула дискуссия - является ли брак короля Карла III с Камиллой Паркер Боулз законным, если она первым браком была замужем за католиком)

Так вот. Какие имелись варианты. Первый и главный - тот, что в свое время не смог законным образом провернуть Генрих VIII. Аннуляция брака.

-2

Но что не под силу английскому королю, оказалось вполне по зубам некой Виттории Чезано, жительнице Венеции.

"Я бы хотела получить от суда решение об аннуляции моего брака с высокочтимым Джованни Баттисто Барбаро. Этот брак был заключен против моей воли под нажимом моего отца. Когда я услышала о его желании (отдать ее Барбаро), я начала плакать и сказала, что не хочу сеньора Барбаро в мужья. На это не было ни моего желания, ни моего согласия. Я уже обещала свою руку одному человеку из Падуи"
-3

То что кажется нам простой исповедью несчастной девушки, на самом деле абсолютно взвешенный и просчитанный (адвокатом истицы) рассказ.

На что стоит обратить внимание. Девушка утверждает, что к браку ее принудили - религиозными правилами это было запрещено. Второе - отец не мог сослаться на неведение или недопонимание, ведь девушка, по ее словам, озвучила ему свой протест. И не в форме "Я вообще замуж не хочу", а что не хочет она конкретно за сеньора Барбаро. Третье - она обозначает свои обязательства перед третьей стороной.

-4

На вопрос судей, каким именно образом отец ее принудил, Виттория продолжает

"Он схватил меня за руку, достал нож из ящика стола и сказал: "Если ты не пообещаешь выйти замуж за Барбаро, я тебя убью". Потом схватил меня за горло и повторил свои слова еще раз. Из страха за свою жизнь, я сказала, что подчинюсь."

Опять-таки не звучит ни одного лишнего слова. Угроза жизни четко обозначается, деталь, что отец начал ее душить подчеркивает, что он готов был не только кидаться словами. Угроза жизни была реальной.

"Потом он привел меня в другую комнату, где сидел священник, которого я не знала, вместе с указанным господином Барбаро. На вопрос священника, согласна ли я выйти замуж за господина Барбаро, я ответила -да. Я боялась, что отец убьет меня, и сказала так только из страха смерти."

Виттория продолжает разворачивать свою линию атаки, на этот раз упоминув очень важный факт. Обряд совершил незнакомый священник. А по правилам, утвержденным Тридентским собором, на это имел право только настоятель прихода. Который, зная позицию Виттории, скорее всего отказался бы это делать.

-5

Тем не менее венчанию никто не помешал свершиться, как и первой брачной ночи.

"Я говорила ему (Барбаро), что он мне не муж, отказывалась идти с ним в постель. И сделала это только по принуждению своих родителей и сестер. Через три дня он, чувствуя мое отвращение к нему, ушел из дома и не вернулся. Я не знаю, где он сейчас"

Опять же - истица планомерно доказывает, что ее несогласие с браком было публичным. Что она протестовала, а не молча роняла слезы в подушку.

Кроме собственных показаний, Виттория могла предоставить и показания свидетелей. Своей служанки и двух молодых нобилей, которым неоднократно рассказывала о притязаниях Барбаро, своей любви к другому человеку и угрозах отца.

Один из свидетелей якобы даже видел в замочную скважину сцену с ножом.

Представитель незадачливого мужа пытался оспорить достоверность показаний свидетелей, однако возразить ему особо нечего было. С его стороны свидетелей не нашлось.

-6

В любом случае, для судей дело являлось ясным.

1. Истица согласилась на брак не по своей доброй воле

2. Даже если это можно было оспорить, факт нарушения в виде незнакомого священника неоспорим.

3. Ну и наконец - муж сам сбежал. О чем тут, собственно, дальше рассуждать

Иск Виттории был удовлетворен, брак аннулировали.

Как далее сложилась ее судьба, не известно... но подозреваю, столь смелая и рассудительная девушка жила долго и счастливо. Со своим женихом из Падуи. А господин Барбаро... наверняка эта история нанесла ему душевную рану (по показаниям свидетелей он был очень влюблен в Витторию) - но так ему и надо. Не жалко.

Стоит еще заметить, что Барбаро принадлежал к венецианскому нобилитету, знати, правящей городом, а невеста была из обычной семьи. Но на судебное решение это не повлияло.

А вот, каким образом в Венеции заключались брачные контракты, читайте здесь.