Найти тему

Дилэй или реверберация: что для чего и почему...

Оглавление
Разница в сигнале после обработки помогает понять, когда и что лучше использовать
Разница в сигнале после обработки помогает понять, когда и что лучше использовать

Все знают или подсознательно чувствуют, что функция у этих двух эффектов схожая. Оба они - реверберация и дилэй - повторяют исходный сигнал несколько раз.Но по какому принципу и в каком случае что из них используют в своих миксах, четко ответить могут не всегда. В первую очередь речь конечно о новичках в работе со звуком. В этой статье попробуем дать понять различие таких похожих эффектов и дать рекомендации по использованию (они конечно же не являются истиной в последней инстанции, а лишь представляют мнение определенных людей). Всё написанное выше — только варианты отправных точек в принятии решений. Как и всегда, применение тех или иных эффектов диктует стиль и творческая задумка трека.

Дилэй

Эффект дилэя (англ. delay — задержка): процессор захватывает исходный звуковой сигнал и повторяет его один или несколько раз вслед за оригиналом. Повторения отделены и независимы друг от друга: копии воспроизводят исключительно исходный сигнал спустя определённое время и не обращают внимание на уже прозвучавшие повторы. Более того задержка работает на затухание: каждый повтор всегда звучит тише предыдущего отзвука.

В реальном мире пример дилэя - эхо, которое возникает при отражении звуковой волны от препятствий на своём пути. Отражённый звук возвращается обратно, но звучит отдельно от исходного сигнала. Пройдитесь по пустому зданию, комнате: звук шагов всегда отражается от стен и повторяется с хорошо различимой задержкой.

Реверберация

Разница с дилэем в том, что при реверберации время задержки настолько мало, что исходный звук и его копии слышатся как один объёмный сигнал.

  • Дилэй повторяет оригинальный звук как он есть несколько раз. Реверберация же может звучать по-разному.

Звучание реверберации зависит от множества факторов. Это в основном: сам источник звука и его положение в пространстве, окружающие поверхности, материалы, из которых они изготовлены, размер помещения (любого пространства, где все звучит) .

В каких случаях использовать реверберацию, а в каких — дилэй?

Использование эффектов регулируется самими треками. Одни требуют реверберации, другие — дилэя, третьи —их обоих. Попробуем выделить несколько случаев использования только одного из двух эффектов.

1. Реверберация,если Вы знаете, в каком пространстве мог бы звучать сигнал

Есть такое устойчивое выражение в среде звукорежиссеров и продюсеров: «поместить звук в подходящее пространство». В том и сакральный смысл реверберации: имитировать знакомое или совершенно новое пространство, чтобы придать звуку объём и вписывающийся в контекст песни тембр. В наше время в ревербераторах полно пресетов и настроек, чтобы сделать желаемое окружение. Дилэй не поможет, если нужно воссоздать звучание концертного зала или плотного джазового клуба.

2. Дилэй, если реверб загрязняет микс

Не стоит вешать реверб на каждую дорожку. Микс становится "грязным и мутным". Слушателям сложно различить инструменты между собой и понять, что происходит в песне. Даже при добавлении реверберации на одиночную дорожку эффект может разрушительно сказаться на всем миксе. Хвосты реверберации могут звучать слишком долго, выбивать инструмент из общей картины и попросту звучать неестественно.

Если вы стремитесь придать больше воздушности и объёма гитарам, синтезаторам или вокалу, попробуйте дилэй с коротким временем задержки. Это создаст ощущение простора и объёма без ущерба детализации.

3. Реверберация в медленных и ненасыщенных инструментами произведениях

Попробуйте реверберацию в треках с невысоким темпом и небольшим количеством инструментов в аранжировке. Благодаря малой интенсивности музыки и простору микса можно чётко расслышать инструменты, а также "хвосты" и спады реверберации. В быстрых и насыщенных песнях долгая реверберация убивает чистоту и ясность. Хвосты эффекта не успевают вовремя раствориться, накладываются друг на друга и закрывают собой остальных участников аранжировки. Как итог песня звучит смазано и мутно, а ведущие элементы теряются. В интенсивных треках - лучше дилэй. Для большего удобства и точности эффект можно синхронизировать с темпом проекта, а также подстроить соотношение исходного и обработанного сигнала так, чтобы создать ощущение глубины и пространства.

4. Дилэй для улучшения существующих и создания новых грувов

Дилэй творит чудеса в ситуациях, когда требуется разнообразить существующий грув или создать что-то совершенно новое из статичных звуков. Комбинация реверберации и дилэя, с упором на последний, способна создать уникальные звуки на стыке музыкальных инструментов и эффектов. Синхронизация времени задержки дилэя с темпом проекта улучшает звучание инструмента. Повторы синхронизируются с основным сигналом и создают более плотную и монолитную картину.

Дилэй вида «пинг-понг» - очень классная вещь для экспериментов и поиска новых ритмических рисунков, например. В таких случаях задержка работает по принципу «вопрос-ответ». Вместе с дополнительной обработкой, например, дисторшеном, получаются новые интересные ритмы.

5. Реверберация - единая атмосфера в миксе

Реверберация создаёт атмосферу в миксе, новую звуковую среду. Однако перенос слушателя в какое-то новое пространство требует сдержанности и аккуратности в настройке ревербератора. Использование нескольких ревербераторов с разными настройками создаёт может привести к каше из пространств. Каждый инструмент оказывается оторван от других участников микса, и становится неясно, что и где расположено.

Применение двух-трёх эффектов с общим типом эффекта (например, реверберация с имитацией небольшой комнаты) связывает элементы трека между собой, помещает их в общую среду. Даже если инструменты были записаны в разных местах, однотипная реверберация объединит их в одном пространстве. В то же время дилэй подчёркивает звук инструмента на общем фоне. Хорошая практика — создать общее пространство для всех участников микса, но выделить какой-то инструмент с помощью задержки.