Разрушение каталитического нейтрализатора (катализатора) автомобиля – проблема, которая может повлечь за собой крайне неприятные последствия. Своевременное обнаружение поломки позволяет избежать крупных финансовых вложений, поэтому автовладельцам стоит следить за состоянием узла. Сделать это можно несколькими способами, о самых популярных из которых мы поговорим далее.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Катализатор современного автомобиля представляет собой блок керамических сот, на внутреннюю поверхность которых нанесены редкие металлы. Выхлопные газы, проходящие через конструкцию, вступают в химическую реакцию. Часть вредных для окружающей среды веществ распадается на безопасные – этот процесс часто называют "дожиганием" в катализаторе.
Как и любой другой узел автомобиля, нейтрализатор подвержен износу. Хорошо, если этот процесс будет идти равномерно до появления ошибки на приборной панели. Последствия намного печальнее при разрушении керамических сот. Частицы конструкции превращаются в пыль и могут попасть в цилиндры двигателя со всеми вытекающими последствиями.
На многих автомобилях катализатор располагается в выпускном коллекторе. Керамическая пыль, образующаяся при его разрушении, может попасть в двигатель через систему рециркуляции выхлопных газов (EGR). Даже небольшое количество твёрдых частиц повредит стенки цилиндров и юбки поршней, оставив задиры. Вернуть двигателю нормальную работоспособность поможет только капитальный ремонт.
Для начала стоит поинтересоваться, на сколько актуальна проблема с катализатором для вашего автомобиля. На многих машинах конструкция начинает разрушаться только после выгорания редких металлов. Это неизбежно сопровождается ухудшением динамики и активацией сигнала "Check Engine" на приборной панели. Соответственно, водитель может не переживать о состоянии катализатора, пока автомобиль сам не сообщит ему.
При наличии проблем с узлом у других водителей, автовладельцу стоит периодически проверять его состояние. Проще всего сделать это диагностическим сканером (ELM327 подходит для данной задачи). При помощи смартфона подключаемся к прибору и считываем данные с двух датчиков кислорода (лямбда-зонды). С исправным катализатором второй должен выдавать ровную линию.
О наличии проблем с катализатором говорит наличие волн.
На автомобилях, крайне подверженных разрушению нейтрализатора, можно обезопасить себя дополнительно. Для этого периодически производится визуальный осмотр узла эндоскопом. Сделать это не составляет большого труда: достаточно открутить датчик кислорода и добраться до катализатора камерой.
Определить проблемы с нейтрализатором можно по ощущениям от вождения. Если динамика автомобиля значительно ухудшилась, автомобиль не разгоняется до высокой скорости, хотя двигатель "раскручивается", стоит сразу обратиться в сервис. Чем раньше будет устранена неисправность катализатора, тем ниже вероятность повреждения двигателя.