Санкция официального Кишинёва на военную операцию Киева в Приднестровье будет означать и разрыв молдово-российских отношений, считает политолог Игорь Иваненко
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Игорь, США сейчас проводят аудит военной техники и боеприпасов советского производства по всей Европе, чтобы передать все это Украине. Прежние запасы исчерпаны. Оказывается, военный склад в Приднестровье фактически остался самым крупным складом советского вооружения в Европе, но он контролируется Россией. Может ли Украина с санкции США и Молдавии ввести свои войска в ПМР, чтобы захватить склады в Колбасне?
— Гипотетически это возможно, тем более, чтобы овладеть крупнейшим арсеналом Европы, вовсе не обязательно занимать всю Приднестровскую Республику. Ведь село Колбасна, на территории которого находятся военные склады, расположено у самой приднестровско-украинской границы. Сюда же со стороны Украины протянута железнодорожная ветка.
Для вывоза боеприпасов из Колбасны достаточно контролировать всего лишь соответствующее и очень небольшое село, а также полтора десятка километров железнодорожного пути.
Другое дело, что в той же Республике Молдова это действо наверняка приведёт к серьёзным политическим осложнениям для прозападного режима Майи Санду. Правительство молдавских еврооптимистов и так испытывает жёсткую критику из-за гиперинфляции и резкого падения жизненного уровня населения. Которую неделю в Кишинёве не утихают массовые антиправительственные акции.
Если же в арсенале оппозиции появятся ещё и обвинения в разбазаривании земель государства, то это может существенно усилить градус противостояния.
Санкция официального Кишинёва на военную операцию Киева в Приднестровье будет означать и разрыв молдово-российских отношений. Утрата российского рынка сбыта для молдавской пищевой продукции, а также прекращение поставок дешёвых энергоносителей чревато для Молдавии настоящей экономической катастрофой с непрогнозируемыми последствиями.
Пойдут ли прозападные силы Молдовы на такой сценарий даже при сильной нелюбви к России? Есть серьёзные сомнения.
— Насколько в Колбасне серьезные запасы вооружений? Почему Россия за минувшие 30 лет со времени распада СССР так и не вывезла эти склады? Или такой задачи не стояло?
— Содержимое военных складов не было вывезено, поскольку в основной своей массе не годится для транспортировки. Гарантийные сроки хранения боеприпасов, скопившихся в Приднестровье после ликвидации советских гарнизонов в странах Варшавского договора, уже давно истекли. Транспортировать их по железной дороге сродни самоубийству.
В своё время единственным средством избавления от этих опасных боеприпасов была признана их утилизация на соответствующих заводах в Приднестровье. Существовала договорённость о возведении их российской стороной при содействии ОБСЕ и властей Молдовы. Однако после прихода в Кишинёве к власти прозападных сил, когда ситуация вокруг российского военного контингента на Днестре очень обострилась, прежние договорённости об утилизации боеприпасов стали неактуальными.
— Какова сейчас политическая и экономическая ситуация в ПМР?
— Социально-экономическая ситуация в Приднестровье напряжённая, что связано с энергетическим кризисом. Дело в том, что с начала ноября Кишинёв существенно урезал Тирасполю поставки газа, доставляемого из России. Приднестровье в ответ перестало поставлять на правый берег Днестра, в Молдову электроэнергию с Днестровской ГРЭС (расположенной неподалёку от Тирасполя).
Между тем, нынешних лимитов газа Приднестровью хватает лишь для выработки электричества на хозяйственно-бытовые нужды. Индустриальные гиганты региона в лице Рыбницкого металлургического завода и Тираспольского текстильного комбината были вынуждены остановить свою работу. А это основные доноры приднестровского бюджета и крупнейшие работодатели.
Сейчас Тирасполь с тревогой ожидает, предоставит ли ему Кишинёв хоть какой-то объём газа на декабрь. К тому же и Газпром на днях заявил о сокращении прокачки газа в направлении Молдавии из-за отбора «голубого топлива» Украиной.
При полном перекрытии газового вентиля Днестровская ГРЭС будет вынуждена перейти на использование угля, которого накоплено на 2,5 месяца работы станции.
— Как приднестровцы могут отреагировать на возможную оккупацию их территории Украиной? Будет сопротивление?
— Не думаю, что в случае вооружённого вторжения Украины в Приднестровье возможно серьёзное сопротивление, по крайней мере, со стороны армии ПМР. Последняя немногочисленна, кроме того, восточная граница республики не имеет серьёзных оборонительных сооружений или естественных преград (подобно Днестру вдоль западной границы).
Более серьёзные осложнения для официального Киева при силовой операции могут возникнуть в социально-гуманитарной сфере. Не стоит забывать о тысячах украинских беженцев, получивших убежище в Приднестровье.
При дезорганизации жизни приднестровских городов приграничным регионам Украины будет грозить наплыв мигрантов уже в сотни тысяч человек. Ведь рассчитывать на приют в Молдове смогут далеко не все приднестровцы.
Вполне вероятны и трансграничные техногенные катастрофы. Уже упоминавшаяся Днестровская ГРЭС под Тирасполем выполняет роль стабилизатора энергетических сетей Молдавии и Одесской области. Что будет с этими сетями, когда станция полностью прекратит свою работу, а тем более получит повреждения в ходе боевых действий, сегодня очень сложно предположить.