Найти тему

Будущее сухумского аэропорта снова в тумане

Сухумский аэропорт
Сухумский аэропорт

После прихода к власти в Абхазии в 2020 году команды президента Аслана Бжания неоднократно заявлялось о запуске в 2024 году сухумского аэропорта. Честно говоря, я всегда скептически относился к подобной перспективе, так как не вижу в этом проекте экономического смысла. Впрочем, вчера стало известно, что туман вокруг аэропорта сгущается. Расскажу обо всем по порядку.

Сухумский аэропорт не работает почти 30 лет

Сухумский аэропорт был построен в 50-е годы ХХ века, позже был модернизирован и являлся крупнейшим аэропортом региона. В советские времена пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи.

В 1992 году началась абхазо-грузинская война, последние борты перевозили беженцев во время падения грузинской власти в Сухуме. Далее, против Абхазии ввели санкции и аэропорт не работал из-за решения Международной организации гражданской авиации (ICAO) от 2010 года не присваивать ему статус международного по требованию Грузии. На сегодняшний день сухумский аэропорт принимает только борта российской военной авиации и еще пару раз прилетал министр иностранных дел РФ Лавров.

В последние лет 10-12 неоднократно делались попытки договориться с инвесторами по поводу запуска сухумского аэропорта. Известно о переговорах с "Новапортом" Троценко (советник Сечина тогда), с "Базовым элементом" Дерипаски, "Синдикой" Арсена Канокова. Но все без толку. Я об этом подробно писал в материале "И снова про сухумский аэропорт. Заработает он или нет в 2024 году".

Планы по запуску аэропорта к 2024 году

После победы Аслана Бжания на досрочных президентских выборах 2020 года одним из приоритетов деятельности новых властей стали планы по открытию сухумского аэропорта. Было обещано, что в 2024 году аэропорт заработает, а концу 2022 года должна была быть готова проектная документация. При этом, кто является инвестором, не озвучивалось.

Откровенно говоря, я, как и многие, скептически оценил столь оптимистические заявления руководства Абхазии. На мой взгляд, за два года создать практически заново инфраструктуру аэропорта не получится, тем более после начала Специальной военной операции на Украине и введенных против РФ масштабных санкций. И, самое главное, экономический фактор.

Сейчас не времена СССР, когда сухумский аэропорт работал на целый регион, включая не только Абхазскую АССР, но и другие западные области тогдашней советской Грузии. Кроме того, он служил запасной площадкой для Тбилиси, Еревана, Баку, Минвод, Сочи, Симферополя, Краснодара, Ростова. Сейчас же можно рассчитывать только на несколько рейсов
из РФ и использование как запасного для Сочи.

Затраты же на его обслуживание, содержание большого штата персонала сделают деятельность сухумского аэропорта не рентабельной. Разве что, инвестор получит какие-то преференции, которые позволят сделать проект прибыльным. Я писал об этом в своей заметке "Сухумский аэропорт вряд ли откроют в ближайшие годы". И, судя по всему, я оказался прав в своих прогнозах.

Между руководством Абхазии и инвестором по поводу аэропорта возникли разногласия

Президент Аслан Бжания 22 ноября 2022 года провел рабочее совещание по актуальным вопросам энергетики и инвестиционной деятельности в республике. Из официального сообщения очевидно, что в отношениях с инвестором не все так лучезарно, как казалось раньше. Как заявила вице-премьер и министр экономики Кристина Озган между инвестором и абхазской стороной были по поводу собственности объектов и этапности строительства.

Президент Бжания в свою очередь подчеркнул, что по праву собственности позиция абхазской стороны должна быть принципиальной и категоричной: взлетно-посадочная полоса и аэродномная инфраструктура должна однозначно остаться за Республикой Абхазия.

Честно говоря, не слишком понятно, о чем с инвестором договаривались в самом начале, когда было заявлено о подготовке проектной документации и запуске аэропорта в 2024 году. Вопросы собственности как раз самые важные и принципиальные, они должны согласовываться сразу, еще на том берегу. Инвестор должен понимать, в чем его выгода и как будут защищены его интересы. Тем более, когда речь идет о проекте с сомнительной рентабельностью.

Какие можно сделать выводы из информации о совещании у президента

Во-первых, велика вероятность того, что стороны не договорятся и запуск сухумского аэропорта снова отложится до лучших времен. Так уже было с Дерипаской в 2014 году. Видимо, олигарху тогда так и не смогли дать те пряники, которые могли бы его заинтересовать, и он отправился строить новый аэропорт в Краснодаре. А Абхазия, как и тогда, имеет все шансы сохранить в собственности полосу, инфраструктуру и все остальное в нынешнем раздолбанном виде.

Во-вторых, российский инвестор возможно решил максимально использовать ситуацию, когда абхазская сторона приперта к стенке обещаниями открыть аэропорт через два года, а положение вещей после начала СВО на Украине все же существенно изменилось.

В-третьих, вероятно, что договоренности изначально были и по взлетной полосе и по инфраструктуре (кстати не слишком понятно, что в эту самую инфраструктуру входит), но Аслан Бжания решил подстраховаться на тот случай, если оппозиция оседлает своего любимого конька и затянет речевки о распродаже родины.

Все вопросы по аэропорту могло бы решить государственно-частное партнерство

На мой взгляд, многие инвестиционные неудачи в Абхазии происходят из-за того, что отношения с инвесторами выстраиваются кулуарно, по мутному, без публичности. Это касается и аэропорта, и некоторых курортных объектов, которые приватизированы, но по факту на них ничего не происходит. Да и печально известное дело Панова с его трубным заводом могло закончится без громкого скандала, если бы вовремя вмешалось тогдашнее руководство минэкономики.

Когда идет речь о крупных инвестиционных проектах, особенно в стратегически важных отраслях, можно было бы успешно использовать государственно-частное партнерство (ГЧП). У меня есть подробная статья на тему перспектив ГЧП в Абхазии.

Если коротко, то создается ГЧП для привлечения инвестиций, например, в сухумский аэропрт. Одна сторона (частный инвестор) обязуется за свой счет создать или реконструировать конкретное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (государству или местным властям), осуществлять эксплуатацию объекта , а государство обязуется предоставить инвестору на срок, установленный этим договором ГЧП, права владения и пользования объектом государственно-частного партнерства для осуществления указанной деятельности.

Кроме того, взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе и , государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность, взаимодействие сторон имеет равноправный характер. В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон, финансовые риски и затраты. Достигнутые результаты также распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Можно было бы в комплекс аэропорта включить земельные участки для строительства отелей и прочих рентабельных объектов, чтобы инвестору было интересно работать и зарабатывать, но как мне говорили компетентные источники, все вокруг уже много лет занято и выкуплено именно с учетом запуска аэропорта и договариваться будет дорого и со многими.

Несколько лет назад в Абхазии был разработан подробный законопроект "О Государственно-частном партнерстве", однако, принят он так и не был. Наш коллега спросил тогда у одного действующего депутата, почему законопроект убрали под сукно. тот ответил, а зачем нужен такой закон, когда про ГЧП есть в законе "Об инвестиционной деятельности". Ну, да, три небольших статьи в главе 6, в которых изложены основные понятия о ГЧП. Не удивительно, что государственно-частные партнерства зверь до сих пор в Абхазии неведомый. В общем, теперь сложно сказать, когда над Сухумом снова появятся крылья пассажирских лайнеров.

Я же в очередной раз напоминаю, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:


Координатор партнерства
"Абхазские проекты" Кирилл Базилевский

#абхазия #сухумскийаэропорт #сухум #инвестиции

Спасибо что дочитали статью до конца и поставили 👍

Подпишитесь на канал "PRO Абхазию с Кириллом Базилевским", будет еще много интересного!

Подписывайтесь на мой телеграм канал "Базилевский PRO Абхазию"

Возможно, вас также заинтересует мои статьи: