История XVI. ТРИ ГОЛОСА «САДО»
ЧАСТЬ 3. ЗВЕЗДЫ НА СВОИХ ОРБИТАХ
После распада ансамбля "Садо", каждая из его солисток выбрала свою эстрадную орбиту. Азиза и Мила закрепились в России, Кумуш осталась в Узбекистане. О том как сложились их творческие биографии рассказывается в третьей части шестнадцатой истории онлайн-проекта "ЧТОБЫ ПОМНИЛИ! Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана". Статьи расположены в алфавитном порядке.
АЗИЗА
Когда я встретился с Азиой за несколько дней до ее отъезда на "Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей современной советской песни «Юрмала-88»" (таково было полное название этого эстрадного форума), она удивила меня спокойствием и уверенностью. Казалось, впереди обычная гастрольная поездка, причем обреченная на успех. Азиза знала себе цену, была уверена в успехе и он состоялся.
Азиза блестяще выступила на юрмальской сцене "Дзинтари" с песнями «Наманганские яблоки» (муз. Шамиля Рамазанова, сл. народные в обработке Ало Ходжаева) и «Добрый ангел» (муз. Руслан Шарипов, текст Петр Сулоев).
Выступление Азизы в Юрмале произвело фурор: рэп-вступление, яркое исполнение, блестящий костюм и сама Красавица!
Перед конкурсом в Юрмале свыше двухсот вокалистов приняли участие в региональных прослушиваниях по всему СССР. В Москве за право поехать в Латвию продолжили борьбу 45 претендентов. Были отобраны двадцать два, в их числе Азиза и Юлдуз Усманова, которая дебютировала на эстраде всего полтора года назад. Молодая певица не добилась тогда на конкурсе большого успеха, но сегодня в Узбекистане называют «примадонной узбекской эстрады».
Вместе с девушками из Узбекистана в Юрмале побывала тогда заведующая отделом главной редакции музыкальных программ УзТВ Любовь Юхнова. При самом деятельном ее участии с 1986 г. в Ташкенте проводились отборочные туры на поездку в Юрмалу. Любовь была «надеждой и опорой» Азизы и Юлдуз и в Москве, и Юрмале.
«Победа Азизы, - это не победа эстрады Узбекистана, говорила мне Люба после поездки. Это, прежде всего, ее личный успех. Она обладает замечательными, я бы сказала «бойцовскими», качествами, которые на таких конкурсах и вообще на эстраде абсолютно необходимы. Поддержка из Ташкента, конечно, была. В этом году артисты впервые выступали под оркестровые фонограммы. Это эффективнее, чем приглашать большой оркестр, которому раньше приходилось за несколько дней разучивать все партии. Азиза привезла в Юрмалу очень качественные оркестровые фонограммы, у нее было прекрасное звучание. Они записывались в Ташкенте, на студии «Мелодия». Ее директор Аида Ибрагимова постаралась создать максимальные условия для успешной работы. Отлично проявил себя звукорежиссер Алексей Умурзаков»
Тогда же я спросил Любовь Юхнову о том, насколько обоснованны слухи о возможном уходе Азизы из «Садо». Ведь в интервью перед отъездом в Юрмалу она сказала твердо: «Пока есть «Садо», я с ним». Вместе с тем, когда после конкурса Азизу спросили, что ей может дать участие в нем, она ответила; "Рекламу "Садо" - это во-первых, во-вторых, конкурс может стать началом моей сольной карьеры".
«Судите сами, ответила Любовь. - После Юрмалы она вместе с другими победителями уехала на 10 дней в Польшу. Уже есть приглашения на сольные выступления от ведущих концертных залов страны. В конце лета – начале сентября Азиза будет петь в «России», потом — Ленинградский концертный зал «Октябрь», Госконцерт организует лауреатам 40-дневную гастрольную поездку по Волге, а Советский комитет защиты мира пригласил их в США для участия в советско-американской акции мира. Как видим, Азиза поневоле отдаляется от «Садо». Эти проблемы решать, конечно, самим участникам «Садо». Мое мнение — ей пришло время работать самостоятельно».
На конкурсе в Юрмале победителем стал Александр Малинин, Азиза заняла третье место, но произвела огромное впечатление на публику, получив «Приз зрительских симпатий», а также дерзкий титул «самые длинные ноги Юрмалы». Плюс к этому приз "Самой экстравагантной участнице" от рижской фабрики "Дзинтарс" - огромная коробка парфюмерии, которую пришлось отправлять из Юрмалы в Ташкент специальной посылкой. Девушка из Узбекистана потрясла Юрмалу и талантом, и оригинальностью исполнения, и супер-мини, и эполетами. Тем, что сегодня называют драйвом.
В 2002 г. в интервью американскому телеканалу RTV International (http://aziza-muhamedova.narod.ru/topaller2002.htm) она так прокомментировала юрмальский успех: «Я стала лауреатом конкурса. Но так как нас было 30 девчонок и 15 ребят, а среди девочек была всего одна победительница, то считается, что я заняла первое место... По-восточному вообще все первые места надо уступать мужчинам. Подумав об этом, я и не стала перешагивать через Сашку Малинина».
О юрмальском успехе Азизы писала и главная партийная газета "Правда" (01.1988): "Азиза Мухамедова... Стремительный выход на сцену - словно продолжается начатое где-то за сценой бурное излияние чувств. Шлягер "Наманганские яблоки" узнаваем - и неузнаваем. Ведь стиль рэп (подчеркнутое скандирование слогов), один из из самых ходовых в арсенале рок-музыки, вдруг соединился со скороговоркой восточного базара. Сочетая восточное и европейское, броскую манеру поведения и хорошие вокальные данные, Азиза создает своеобразный сценический "имидж" - одновременно и легкомысленный, железно-волевой"
Вдохновленная успехом, в 1989 г. Азиза уехала в Москву, где произвела фурор в эстрадной тусовке с песней «Твоя улыбка», написанной ее другом композитором Олегом Бескровным. В том же году на фирме «Мелодия» выходит ее сольный альбом Aziza. Отличный старт!
Но случился октябрь 1991 г… После гибели Игоря Талькова Азиза на пару лет ушла из шоу-биза, но уже в 1993 г. стала финалисткой российского телефестиваля «Песня года» с песней «За свою любовь» (А. Иванов — А. Девяткин) и спустя два года фактически вернулась на эстраду. Несколько лет она провела в США, где открыла для своих сестер фортепианную школу.
Вернувшись из Америки Азиза приняла православие. «В какой-то момент, рассказывала она , я решила поменять веру. Поняла, что мне жизненно необходимо православие: это то, что может меня спасти. У меня была уйма вопросов, на которые я не могла найти ответ в мусульманстве. Я покрестилась. И мне стало легче...".
"Наманганские яблоки", юбилейное исполнение.
Азиза вернулась в профессию, снова стала участвовать в эстрадных конкурсах и концертах, появляться на телеэкранах. Работает очень продуктивно. Например, в 2007 г. одержала сокрушительную победу во всех номинациях в телепроекте «Ты – Суперстар, в 2009 г. блистательно выступила на фестивале «Восточном базаре» в Крыму, а в 2015 г. стала первой на телешоу перевоплощений «Точь-в-точь»...
«Кайтма» («Не отрекайся»). Наполненная рок-драйвом песня Даврона Гаипова (музыка и слова), с которой Азиза поразила публику на «Восточном базаре».
Кроме пластинки Aziza, за годы сольной карьеры у певицы вышли на разных фирмах альбомы: «Все или ничего» (двойной, 1997), «Через столько лет» (2003), посвященный отцу певицы, «Звездная коллекция» (2003), «Любовное настроение» (2004), «Я покидаю этот город» (2006) в стиле русский шансон, «Размышление» (2008), где Азиза стала автором большинства песен, «По берегу шансона» (2009), потом появились «Млечный путь» (2013), «Рай неземной» (2014), «Мы счастливы» (2019). И сегодня Азиза продолжает гастролировать.
В 2021 г. внимание оказалось привлечено к браку Азизы с итальянцем Александро Лорртэ. Но это уже другая история.
АЗИЗА В СЕТИ:
..................................................................................................................................................................
КУМУШ
После распада «Садо» продюсером Кумуш Раззаковой в 1991 г. стал Владимир Барамыков. Вдвоем они создали немало красивых песен, в том числе саундтреков для кино и телевидения. Прожили вместе 20 лет, а когда разошлись, остались добрыми друзьями.
Володя ушел из жизни в 2017 г. Когда эта тема была затронута в интервью сайту www.mytashkent.uz, Кумуш задумчиво проговорила: «Есть песня, которую Володя написал для сериала «Не гаси свою надежду». Она для меня – как Володино завещание… Когда я пою: «Ночь темна, но ты не мучайся и не переживай, что такая судьба у тебя, потому что ночь темна перед рассветом…», мне становится не то чтобы легче – как-то светлее на душе…»
Главным хитом Кумуш Раззаковой в ее сольной деятельности стала «Унутма мени» («Не забывай меня») из фильма «Невеста из Вуадиля». Музыку для нее написал Фаррух Закиров, автором русского текста был Илья Резник. На узбекский язык песню перевел поэт Ёдгор Обидов, позже эмигрировавший в Вену. При разговорах с журналистами о его жизни в Узбекистане он нередко вспоминает, что написал текст «суперпесни» для «узбекской эстрадной дивы» Кумуш Раззаковой и очень этим гордится. Получился настоящий стихотворный шедевр, в котором не просто зарифмованы концы строк, но слова по всему тексту органично сливаются друг с другом в единый поэтический мотив.
В фильме песня прозвучала в исполнении Наргиз Закировой. Она хорошо справилась со своей задачей. Красивый, чистый голос. Но слышно, что поет 14-летняя девочка. Эта «детскость» смущает. В исполнении Кумуш на узбекском языке песня звучит мягче, мелодичнее, сердечнее и что очень важно женственнее.
Кумуш Раззакова: «Унутма мени» («Не забывай меня») из фильма «Невеста из Вуадиля».
В 1996 г. вышел сольный альбом «Кумуш Раззакова – «Саратон» (в Узбекистане так называют самое жаркое летнее время (другое название чилля), когда начинает выгорать зелень, в песне этот сезон проецируется на человеческие отношения). Презентация прошла в Государственном академическом театре оперы и балета им. Алишера Навои. Были Насиба Абудуллаева, Фаррух Закиров, Равшан Намазов, Мансур Ташматов, московские артисты Марианна Вертинская, Вячеслав Шалевич… Играл государственный джазовый оркестр им. Батыра Закирова…
За время сольной карьеры на страницах творческой биографии Кумуш Раззаковой появилось немало популярных в Узбекистане работ. Например, цикл песен, написанных Заслуженным деятелем искусств Узбекистана композитором Дилором Амманулаевой на стихи известного поэта Усмана Азима. Они популярны в народе, их изучают и исполняют на эстрадном факультете Государственной консерватории. По ним оценивают мастерство исполнителей.
Сейчас Заслуженная артистка Узбекистана Кумуш Раззакова, кавалер Ордена Дружбы Народов, выступает нечасто, но по-прежнему остается в эстрадном мире. Она входит в жюри различных республиканских и международных конкурсов, например, конкурс молодых вокалистов им. Батыра Закирова, который проводиться в номинациях традиционной эстрадной песни и популярной классики. Много внимания она уделяет поиску молодых талантов в республике, до начала пандемии возглавляла фестиваль детского и молодежного творчества «Роза Востока».
Популярнейший в Узбекистане и хорошо известный в СНГ DI Pilligrim уже в нулевых годах XXI в. создал рэп-версию «Унутма мени», выдвинув на первый план припев песни. Изысканная мелодия чудесным образом облагородила грубоватый формат рэпа, превратив песню в интересный хит.
«Унутма мени», рэп-версия от DI Pilligrim
..................................................................................................................................................................
МИЛА
На официальном сайте Милу называют «солнечной исполнительницей, зажигательных, карнавальных песен! Своей «визитной песней, с которой все началось», она называет «знойную» «Гавайскую гитару», «колдунью давних лет», что помнит «дурманящий запах левкоев и роз».
Одним из первых сольных хитов Милы Романиди стала песня Евгения Ширяева «Красавица Востока» на стихи Алишера Навои, прозвучавшая на всю страну еще на советском фестивале «Песня-91».
«Бразильский карнавал» услышал весь мир на Чемпионате мира по футболу в Бразилии, трудно устоять, если звучит Mamba Live. Латинские мотивы вообще в фаворе у Милы. Хитами стали песни «Зажигалка», «Бродяга аккордеон», «Лишь ты умеешь так любить» и другие.
За минувшие годы у певицы сложился тесный творческий контакт с такими именитыми композиторами как Раймонд Паулс, Илья Резник, Андрей Алексин… С Евгением Ширяевым Мила знакома еще со школы.
Работая с Раймондом Паулсом, Мила по приглашению маэстро почти полгода прожила в одном с ним доме (этажом выше) в квартире его дочери, которая тогда находилась за границей. Не раз была приглашена к нему на семейные ужины. Добрые отношения связывают Милу Романиди с Филиппом Киркоровым, который не раз помогал ей работать над песнями и делал это тактично, с юмором. С ним были записаны дуэты «Днём и ночью», «Утром и пасмурным деньком».
Более двадцати лет Мила дружит со знаменитой поэтессой Ларисой Рубальской. В репертуаре Милы песни на стихи Леонида Дербенева, Марины Каретниковой и других поэтов–песенников.
В сольном формате у Милы Романиди вышло несколько альбомов: «Гавайская гитара» , «Амазонка», «Лишь ты умеешь так любить», «Бэби, гудбай».
Автор песни «Бэби, гудбай» Григорий («Григ») Пушен, с которым Мила хорошо знакома еще со времен «Садо». Тогда Григ считался одним из лучших бас-гитаристов советского Узбекистана, основавшим вместе с Алексеем Козленко, легендарную ташкентскую рок-группу «Скифы», игравшим в "Ялле"... Сегодня – он живет в США, работает в музыкальном бизнесе, например, с Джастином Тимберлейком.
Мила Романиди снялась в фильмах: «Дронго» (2002), сериал "Близнецы" (2004) (Фильм 1 - «Восточное наследство», Фильм 2 - «Проценты кровью») с Андреем Соколовым. Ее вокал звучит в фильмах «На тёмной стороне Луны» (1989) (здесь она поет песню «Красавица Востока»), «Охота на асфальте» (2005), «Дом с лилиями» (2014). К слову, фильм «На темной стороне стороне» входит в число самых сильных советских детективов. Говорят, он до сих пор запрещён к показу в Узбекистане.
С детства Мила занималась бальными танцами. Закончила балетно-художественную студию. Судя по роскошной растяжке, которую Мила демонстрирует в «Одноклассниках» и ВК, она и сейчас в прекрасной форме.
Одно время Мила изучала психологию в МГУ, занималась дизайном, включая ланшафтный. Пару лет поработала помощником зам. министра культуры РФ Григория Ивлева. Но около 2016 г., вернулась на сцену. И, как она призналась в одном из интервью , в этом немалую роль сыграла ее старая подруга Лариса Рубальская. На момент подготовки этого материала Мила готовила цикл новых песен, среди которых «Зажги любовь» ее старого ташкентского друга Евгения Ширяева.
МИЛА В СЕТИ:
..................................................................................................................................................................
Ставьте лайки. Есть замечания, изменения, дополнения, пишите в комментариях. Подписывайтесь, чтобы получать другие страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана.