Найти в Дзене
Новый очаг

Наследник из Калькутты: книжный детектив Роберта Штильмарка

Оглавление

Свой роман репрессированный Штильмарк написал по заказу вора в законе: тот надеялся, что Сталин за это даст ему амнистию.

    Наследник из Калькутты: книжный детектив Роберта Штильмарка
Наследник из Калькутты: книжный детектив Роберта Штильмарка

Захватывающий приключенческий роман «Наследник из Калькутты» вышел в 1958 году и сразу же стал Той Самой Книгой — которой зачитываешься в детстве, перечитываешь, цитируешь. В книжке все происходит в в XVIII веке, пираты захватывают судно с наследником из Калькутты и его невестой. На обложке — две фамилии авторов: Роберт Штильмарк и Василий Василевский. Это поразительно, потому что Василий Василевский в жизни не написал ни страницы.

Содержание статьи

  1. Крепостной театр
  2. Написать хороший роман
  3. Горсть света

Крепостной театр

Перед самой победой, весной 1945, Штильмарка арестовали. Он любил говорить вслух то, о чем другие боялись и подумать. Говорил, что не надо переименовывать города в честь партийных деятелей, что американские машины лучше советских, а уж немецкой наша техника не годится и в кирзовые подметки. В общем, наговорил себе отважный фронтовик на 10 лет по статье 58-10: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания».

- Так понятно — интеллигент, - хмыкали недруги.

А Штильмарк окончил Высший литературно-художественный институт; его жена, специалист по Японии, несколько лет там прожила, сам он работал заведующим отделом скандинавских стран во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей и преподавал языки. И отца Роберта, ученого и бывшего белого офицера, расстреляли еще в 38-ом. После ареста Штильмарка отправили в тайгу в верховьях Енисея. Холод, недостроенный барак. На трехрядке колючей проволоки наяривал колючий сивер. Первые дней двадцать вповалку ночевали в недостроенном бараке и строили другие здания — для охранников, для администрации, зимний барак. Заключенные должны были работать на строительстве железной дороги. Штильмарк, который обожал учиться, успел перед Великой Отечественной получить профессию топографа и в лагере работал по специальности. А когда строительство закончилось, попал в театральную труппу для заключённых. Труппа считалась очень сильной — вместе с Штильмарком играли профессиональные актеры, даже из Мариински, тоже, в основном, арестованные по 58 статье.

Начальник грандиозного строительства Барабанов хотел, чтобы у него был свой крепостной театр - и вот он у него был, а Роберт в этом театре был завлитом, конферансье и лектором: например, делал пояснения к отрывкам из балетов и опер. И очень этому радовался: "срок идет, а работать писарем все же легче, чем бить киркой". Но это счастье длилось недолго: политодел счел, что личный крепостной театр — это уже слишком, и театр закрыли.

Написать хороший роман

Штильмарка и актеров перевели на общие работы. У Роберта тогда уже болело сердце, но его загнали в самые жесткие условия: в новый лагерь - собственно, и лагеря никакого не было, только колышек, вбитый в землю: на этом месте ЗК должны были обживаться сами. Был уже май, но по ночам стабильно устанавливались -20. И вот там, в исторический для себя день 12 мая 1950 года Роберт Штильмарк познакомился с Василевским. Василевский был вором-рецидивистом, в лагере он отбывал свой третий срок и был там "положенцем". Лагерные начальники полуофициально переложили на вора свои обязанности: они спивались, а Василевский следил за порядком, наказывал виноватых, поощрял тех, кто заслужил и фактически руководил строительством. Но была у него одна странность — он всем врал, что на воле был писателем, и даже членом Союза писателей СССР. Василевский узнал, что Штильмарк окончил литературный институт и страшно вдохновился. У него давно зрела довольно безумная идея: написать выдающийся роман и послать Сталину — вдруг проникнется и даст амнистию! И он уже нашел себе какого-то грамотного заключенного и посадил его за работу, но тот не справлялся, и тут Штильмарк! Вор организовал Роберту условия для работы: маленькую комнатку, бумагу и чернила, свободный доступ в лагерную библиотеку. Поставил Роберту задачу: написать хороший роман, который понравится самому Сталину. Роберт писал свой роман долго — год и три месяца. Василевский забрал у него текст, карты и все материалы, сдал рукопись в политотдел. Сначала на обложке стояла только фамилия Василевского но что-то его смущало, он понимал, что если дело выгорит, то его могут разоблачить: ну какой он писатель? Пришлось брать Штильмарка в "соавторы". И пока вор колебался, пока политотдел знакомился с романом, Сталин умер. В 1955 году Штильмарк вышел на свободу, а в 1956 году – реабилитирован и вернулся в Москву.

Горсть света

На воле Роберт отправил свой роман известному писателю-фантасту Ивану Ефремову, автору романов "Туманность Андромеды", "Час быка" и других. Сын Ефремова пришел от романа в восторг, и писатель сразу же отдал рукопись в "ДетГиз", и в 1958 году роман уже вышел, и сразу же стал бестселлером. А Василевский передал Штильмарку, что если роман выйдет с одной фамилией, то жить ему останется недолго: ходи, да оглядывайся. И роман вышел под двумя фамилиями. Но Роберт был смелым человеком и все-таки подал в суд, чтобы отстоять свои авторские права. Василевский в это время уже освободился. Суд выяснил, что роман написан исключительно Штильмарком, но часть гонорара он все же перевел Василевскому — за ту комнатку, бумагу и чернила, за возможность писать. Эту историю Штильмарк через много лет рассказал в своем автобиографическом романе «Горсть света».