Жозеп Боррель ошеломляет! Его последняя мысль пополнит и без того шикарную коллекцию шедевров. Если недавно глава евродипломатии назвал Еврoпу «садом» среди окружающих её «джунглей», то вчера придумал, как проложить чудесную «дорогу» в этот дивный сад. «Сказочный» регион хотят связать с Центральной Азией. И Боррель подчеркнул, что новый транспортный коридор должен пройти в обход России. Идея на редкость утопична по ряду причин. Обсудим?
Материал создан при поддержке 76m2
Когда ждёшь перемен
В своём блоге Жозеп Боррель отметил, что Еврocоюз остро нуждается в переменах. Транспортный коридор должен связать Еврoпу с новыми партнёрами. Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и другие страны представляют интерес как участники торговых отношений.
Важно, что на этом пути Россия давно играет ключевую роль. Благодаря развитой железнодорожной сети страны, осуществляется товарооборот. Россия — связующее звено между Еврoпой и Азией.
Это основа, которую даже пандемийные ограничения не разрушили; наоборот, по данным прошлого года, загруженность дорог выросла на треть. Порты не справлялись — и цена контейнерных перевозок взлетела. Россия ситуацией воспользовалась. Кроме того, в стране идёт модернизация дорог и повышается их пропускная способность. Существенно растут возможности по транзиту грузов.
Но Жозеп Боррель жаждет совсем других перемен: ему нужны международные коридоры в обход России. Зачем же изобретать велосипед?
Ломать не строить
Как это часто бывает, европейцы сами себе подкинули проблем. Им удалось то, перед чем оказался бессилен коронавирус. Cанкции разрушили привычную систему и закрыли доступ товарам из Центральной Азии к еврoпейскому рынку.
Что же предложил Жозеп Боррель? «Блестящую» идею! Он считает, что пора строить железные дороги и автомагистрали в обход России, чтобы развить Транскаспийский транспортный маршрут.
Конечные точки коридора — китайский порт в Сиане и польский город Лодзь. Согласно плану, дороги пройдут по Казахстану, Азербайджану, Грузии и Турции. Каковы же шансы осуществить задуманное?
Мечтать, конечно, не вредно
Но есть очевидные проблемы:
- Во-первых, по Транскаспийскому транспортному маршруту идут, как правило, китайские товары. Придётся договариваться. У Китая же, скорее всего, заинтересованности в новых дорогах нет. Транзит через Россию намного выгоднее, чем по новому (более длинному) маршруту.
- Во-вторых, пока пропускная способность Транскаспийского коридора — всего 5,8 млн тонн грузов/год. В то же время совокупный показатель БАМа и Транссиба к концу года составит 158 млн тонн/год. На строительство новых дорог еврoпейцам понадобятся десятки миллиардов евро.
- В-третьих, вряд ли в самих странах Центральной Азии обрадуются идее Борреля. Там сейчас экспортируют своё сырьё в Китай и неплохо зарабатывают. Так зачем менять надёжных партнёров на сомнительных?
Еврoпе, как ни крути, довольно сложно не зависеть от России. Ввести сaнкции, конечно, намного проще. Что же делать с «садом» Борреля и как проложить к нему новую дорогу через «джунгли» остального мира?
Каким образом хоть отчасти заменить российские энергоресурсы углём и нефтью из Центральной Азии без участия России? Задача, очевидно, сложная. Остаётся пожелать «удачи» еврoпейцам и отправить их в сад. Правильно? Пусть теперь кусают локти!