Найти тему
Как жить без юриста

Как читать законы, если ты не юрист: теория

Оглавление
Название статьи
Название статьи

Чтобы в законе найти полезное, не нужно быть юристом. В статье разберем два правила, которые помогут легче читать нормативку.

Не читайте закон как книгу

Главная ошибка неюристов в том, что они пытаются пропустить через себя каждое слово из закона. Но нормативка – не художественная литература, а нудный текст, где иногда предложения состоят из 10+ строк. Нужно поменять подход к чтению.

В этой статье будут примеры из Закона о защите прав потребителей. Если кому интересно, он называется вот так – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗПП, Закон о защите прав потребителей). Его легко найти в любом поисковике.

Если твердо уверены, что каждое слово нужно осознать, попробуйте это сделать. Вот пример первого абзаца из закона.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

После первых трех строк 90% энтузиастов уже перестали читать документ. Оставшиеся 10% примерно на четвертой строке забыли о чем речь. Выделю полужирным суть всего абзаца.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Наверху полужирным выделена суть. При этом не потеряно ничего важного. Самое интересное, что этот абзац из закона относится к формальной части, которая не пригодится в жизни.

Рядом с формальной частью всегда есть содержательная – та часть, знание которой поможет решить проблему. Например, абзац выше больше похож на введение, но он не поможет вернуть неработающий телефон. Следовательно, надо искать норму, которая подскажет, как найти выход.

Прочитайте совет от Екатерины Лазарян, руководителя сервиса по проверке контрагентов для юристов, эксперта по договорному праву и партнера канала «Как жить без юриста». Она поделилась лайфхаком, как правильно читать законы.

Совет, как правильно читать законы
Совет, как правильно читать законы

Кратко сформулируем главную ошибку: нельзя читать закон как книгу. Чтобы читать «правильно», нужно составить список вопросов к документу.

Составьте список вопросов к закону

Первое, что поможет упростить чтение закона – список вопросов, на которые мы хотим найти ответ. Это создаст мотивацию. Например, в ЗПП такими вопросами могут быть:

  1. Кто такой «Потребитель?»
  2. В какой срок можно вернуть товар?
  3. Кому жаловаться на продавца?

В законах можно использовать разные комбинации. В примере выше – два первых вопроса относятся к теории, а третий – к практике. В следующей статье попробуем найти ответы на эти вопросы, а также определим, с каких трех законов можно начать самостоятельную тренировку.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Контент будет еще лучше, если пройдете опрос ниже. Ответьте всего на один вопрос.