Найти тему
Долгая дорога

Павловка

Раньше Павловка была большой и красивой. Но после развала страны стала увядать с каждым годом. Сначала мужики поехали в город на заработки. Когда школу закрыли, к ним жены с детьми уехали. Потом закрыли ФАП, так дети стали стариков забирать. Куда на старость лет без больницы. Остались всего три семьи. Баба Шура жили рядом с Аленкой, да Полинка с детьми на другом конце села.

Аленка с мужем крепко пили, потому к детям категорически уезжать не хотели. Знали, что воли там не будет. А здесь и огородик и самогоночка своя. Даже коза есть, которую они неделями кормить забывали. И та орала, словно резанная. Тогда приходила баба Шура и, ругая нерадивых хозяев, кормила бедное животное. А она её щедро молоком одаривали. Как проспится Аленка и кричит на всю деревню:

- Опять бабка Шура молоко украла. Своего видать мало.

Баба Шура не обижалась и молоко не возвращала, скажет только:

- Прокисло ваше молоко, пока вы водку пили. Куда она вам только лезет?

А вот с Полинкой баба Шура дружила. У неё было пятеро детей. Муж, как все мужики в город на заработки уехал. Сначала деньги присылал, а потом пропал. Полинка собиралась искать непутевого мужа, а потом передумала. Поплакала, поплакала, и осталась в родном доме. Куда с такой оравой ехать. Здесь и работа есть, она почту разносила, и крыша над головой. А муж, если захочет, то объявится. А если он с бабой, какой спутался, так тому и быть. Насильно не вернешь.

У бабы Шуры внучка в городе жила. Так уж случилось, что муж бросил Марину, когда Зойка только родилась. А через три года заболела и померла. Так с этих пор баба Шура внучку воспитывала. Славная девочка была, училась хорошо, по хозяйству помогала, на парней не глядела. Баба Шура постаралась, после школы в город её послала учиться дальше. Та вроде поступила в институт. Приезжала сначала к бабушке повзрослевшая и красивая.

А потом с ней что-то случилось, похудела Зойка, осунулась. Баба Шура места себе не находила. Очень она боялась, что материна болезнь по наследству передалась. А потом решилась в городе внучку свою навестить. Назад вернулась мрачная, постаревшая со свертком, с Ванечкой – правнуком. Зойка в городе мужика какого-то нашла, пить с ним стали.

Баба Шура приехала, когда она из роддома вернулась, а дома люди какие-то странного вида, мужик этот пьяный и Зойка с ним села сразу сына обмывать. Баба Шура не выдержала, схватила младенца и бегом на автобус. Всю дорогу бежала, только никто за ней не гнался. Видать мать даже не заметила пропажу. Приехала только через месяц, а ребенка забирать не стала.

- Пусть у тебя бабуль на свежих продуктах растет. А мне учиться надо.

Не стала бабушка её воспитывать. Поняла, что поздно. Не будет Зойка учиться. Будет пьянствовать в том притоне, который видела баба Шура в доме внучки. «Нельзя им ребенка отдавать. – Думала она, - сколько смогу растить буду. А там может он подрастет и сам понимать будет что хорошо, а что плохо».

У бабы Шуры и ноги перестали болеть и давление в разные стороны скакать. Словно второе дыхание появилось с маленьким человеком в доме. Зойка, когда приезжала метрику на ребенка оставила. Назвала его Владиком. Только бабе Шуре это имя не нравилось, она его Ванечкой звала. Так ему имя это шло, будто для него придумано. Он подрастал на бабушкиных блинчиках и пирожках кругленьким и шустрым. Не углядит бабушка, а он уж напроказничает что-нибудь.

Дети Полины с Ванюшкой, как с куклой играли. Посадят его в свою старую коляску и таскают с собой, пока он настойчиво не попросит есть. А иногда заиграются и ночевать у себя оставляют. Разозлится иногда Полина:

- этих кормить не знаю чем, а тут еще Ванюшка, как шестой сын.

- Мам, я поделюсь с ним, - говорил Никита, старший. И я, и я подхватывают другие.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

- Пусть остается, ладно, - смягчалась Полина, - где пять, там и шестой.

Уже в школу Ванюшку собирать стали, когда заболела баба Шура. Приехала из больницы, плачет.

- Маленький еще Ванечка один оставаться. Не вовремя я помирать собралась. К Зойке заезжала, ей нельзя ребенка отдавать. Еще хуже стало. Раньше она только водку пила, а теперь таблетки по интернету выписывает. При мне только горсть целую съела. А глаза какие-то бешеные становятся, чёрные. Нельзя Ванюшку матери…

Полгода баба Шура поболела и померла. На похоронах Аленка подвыпила и спрашивает:

- А куда же Ванюшка-то теперь пойдет? К матери?

А он к Полине подошел, в складках юбки прячется,

- не отдавай меня теть Поль, никому не отдавай. Я учиться хорошо буду и помогать. Хочешь, почту за тебя раздавать стану.

- Оставайся, кто тебя гонит.

Только через неделю пришли с опеки. Аленка им позвонила, что незаконно ребенок живет. Дама солидная, а с ней участковый, спрашивают:

- Кем вам приходится Владислав Федоров?

- Никем, не знаем мы такого.

А Аленка из-за спины участкового выкрикивает:

- Как же он живет с вами, а вы даже имени не знаете?

Забрали ребенка, увезли в город. А он через неделю назад приехал, в бане спрятался, выходить боится. Стала тогда Полина думать, как документы собрать, чтобы Ванюшка навсегда с ними остался. А опека говорит:

- У вас своих детей пятеро, мужа нет.

- Как нет? Я не разведенная, в городе он на заработках.

- Вот когда с мужем приедете, тогда и поговорим.

Тогда дети к Полине пристали:

- Найди папку, пусть только Ванюшку оформит и идет куда хочет.

Взяла Полина отпуск и отправилась Николая искать. Неделю по знакомым ходила, выспрашивала. Люди добрые сказали, что как только он в город приехал, с Тамаркой, диспетчершей схлеснулся. Красивая, яркая, как не позавидовать. Она пожила с ним года три и выкинула. Так он теперь в бригаде строительной, в вагончике так и живет.

Увидел Николай Полину, обрадовался. А она ему говорит, что нужен он ей только, чтобы над Ванюшкой опеку получить. Он согласился, решил, что пока суд да дело прощение вымолит.

Пока Ваню оформляли, Николай с работы уволился, в деревне на своей и тети Шуриной земле арбузы посадил. А летом на рынке арбуза продает, подошёл к нему мужчина показывает на Ваню и говорит:

- Как сын на вас похож.

Задумался тогда Николай, пришел домой и стал Полину уговаривать Ваню усыновить. Чтобы отчество у всех детей и фамилия одна были. А заодно и имя ему дать, как положено. А то в метрике одно, а зовут по-другому.

***

Опять Павловка расцвела. Дети у Николая и Полины выросли, замуж вышли, женились, дома построили большие, хорошие. Кроме арбузов и дынь еще бычков выращивают на мясо. Рабочие приехали на помощь, дома себе кто построил, кто старые отремонтировал. Магазин открылся и начальная школа. А о том, что раньше было, уж и не вспоминают.