Найти тему
Психология и тексты

"Художник". Сны о Прекрасной Даме капитана Сазонова

Сериал «Художник» я посмотрела с удовольствием. Понравилась атмосфера, актеры (и типажи, и игра). Его довольно много критикуют – сюжет банален, детективная интрига слабая, много повисших деталей, много лишних персонажей.

По-моему, сюжет и интрига среднего уровня - достаточно, чтобы увлечься.

Детали и персонажи меня как раз порадовали. Мне в этом увиделся возврат к характерности, описательности, когда на экране не голый экшн, а история. Когда персонаж не функция, а образ.

А уж чего все взъелись на отсылки к «Месту встречи…», вообще не понимаю. Обычные аллюзии, расширяющие контекст повествования.

Теперь к основной теме анализа.

Я хочу рассмотреть персонаж Александра Сазонова, не по основному содержанию его героической роли, а с точки зрения того, какой он в отношениях с женщинами (спойлерну чутка, но только по героям, по детективной интриге - ни-ни).

Почему я вижу это интересным?

Сазонов воплощает в себе привлекательный тип мужчины. Конечно же, не для всех, но для очень многих женщин – просто идеал и предел мечтаний.

Поэтому уверена, что рассмотреть, как формируется такая личность, в чем ее сильные и слабые стороны, будет не только увлекательно, но и полезно, т.к поможет женщинам более реалистично взглянуть на свои мечты.

Итак, что же видим в Александре Сазонове?

Первая, и пожалуй, самая яркая его характеристика – рост. Он высокий. Вот вы, возможно, сейчас, улыбнулись, но если бы вы знали, как часто женщины запрашивают именно ее, вы бы не улыбались.

Когда я спрашиваю женщин, находящихся в поиске, какого мужчину они хотят, в 90% случаев я получаю этот ответ – «чтобы был высокий».

Почему это настолько важно, честно говоря, для меня загадка. Возможно, сказываются какие-то пережитки прошлого, когда люди оценивались как животные, по экстерьеру. А личность, характер, ценности – во вторую очередь. Главное, что высокий.

Впрочем, в смысле моральных качеств Александр не подкачал. Мужчины из силовых структур также обладают для женщин особенной привлекательностью, несмотря на все риски, с которыми сопряжены их профессии. Опять же, неважно, что в любой момент ты можешь его потерять, главное, что военный.

Ну и соответственно, красивый, здоровенный – тоже применимые к Сазонову характеристики. Как говорилось в помянутом уже «Месте встречи…»: «бабам нравится».

Подтверждение тому мы получаем с первых же серий. У Сазонова репутация сердцееда и ловеласа, покоряющего и покидающего девушек на раз-два.

Но в душе он, конечно же, не такой. Просто он ищет свою единственную, да все не то.

Претенденткой на «ту» внезапно становится суховатая библиотекарша, зацепившая Сазонова своей неприступностью. Просчитывая его поведение, можно было бы предположить, что интерес продлится ровно до тех пор, пока крепость не сдаст позиции. И действительно, можно наблюдать, как отношение к Светлане становится более пренебрежительным, как только она отвечает взаимностью.

Но не все так просто в Сазонове. Перед нами действительно сложный герой. Это психологически достоверный образ, не вписывающийся в лекало примитивного дон-жуана.

Почти все зрители отмечают отсутствие химии между героями, и видят ее следствием плохой актерской игры. Но мне думается, это сделано намеренно. И тогда, напротив, оказывается, что актерская игра на высоте. Сазонов как будто пытается сам себя обмануть, что Света с ее морализаторством – именно та, кого он искал. Та, кого нужно любить – ведь она хорошая и правильная во всем. Однако сердцу, как говорится, не прикажешь.

Современные поп-психологини, любители повсеместно видеть абьюз, обзовут Сазонова нарциссом и манипулятором.

Но давайте сначала обратим внимание на то, что Света – парентифицированный ребенок. Парентификация – термин, означающий смену ролей в детско-родительских отношениях. Когда ребенок играет роль родителя, а родитель роль ребенка.

Мы видим, что Света – в первую очередь, мама для своей мамы. Она сознательно опекает и оберегает престарелую женщину, на лице которой застыло выражение маленькой девочки, совершенно неспособную позаботиться не только о дочери, но и о самой себе. В этом отношении очень показательна сцена с бандитами, когда Света обнимает маму, которой страшно, буквально укладывая ее на колени, спасая и закрывая от угроз. Развязка у этого соответствующая: кого спасали, тот и выжил.

Трагедия парентифицированного ребенка в том, что он не имеет возможности прожить свое детство, и следовательно, никогда не станет взрослым.

Именно это отсутствие в Светлане взрослой женщины озадачивает Сазонова, стопорит его чувственный поток. Даже на секс с ней он решается не сразу, и когда это все-таки случается, то даже не по его инициативе. Сложно спать с ребенком, хоть и во взрослом теле. Да и по-настоящему любить ребенок способен только маму.

В бытовом отношении также очевидно, что жениться на одной Свете не выйдет – мама идет в нагрузку. По сути, в такой ситуации мужчина вместо женщины, о которой мечтал, получает сразу 2 детей, не являясь отцом ни одному из них. Немножко перебор.

Но что тогда привлекло Сазонова к Светлане? Ведь именно ей удалось хотя бы приблизиться к его идеалу, у других, видимо, не было и шанса.

Здесь надо вспомнить, что Сазонов – детдомовец. И в данном случае это не биографический факт, а тип личности. «Детдомовцем», «сиротой» можно стать и при живых родителях, если они были игнорирующими, холодными.

Детдомовец или лучше сказать "лишенный", чтобы никого не обижать – это ребенок, базовые потребности которого были не то, что неудовлетворены, а сломлены с предельной жестокостью. Люди, выросшие с родителями, пусть самыми неидеальными, не могут даже представить себе глубину этой травмы.

Отсюда понятным становится желание идти на службу, на войну – как способ компенсации. Фактически, способ выжить, стать человеком, оформиться в личность.

У Сани это, безусловно, получилось. Человеком он стал хорошим. Значимую роль в этом сыграл его приемный отец, полковник НКВД. Он помог мальчику выйти из преступной среды и встать на жизненный путь. Но он же этот путь и обусловил, не прописав иных вариантов, кроме как бороться, рисковать и героически погибнуть. Конечно, и само время, в которое жили герои, предрасполагало к такой судьбе.

Но что интересно – друг Сазонова Миша вполне себе выживает, хотя рисковать ему приходится не меньше. Просто у Миши есть семья, в которой с родным папой можно конфликтовать и бодаться, сколько угодно, потому что он все равно тебя любит.

Тем не менее, благодаря усыновлению, Сазонов смог простроить внутренний образ отца. И отношения с мужчинами ему удаются легко, ему знакомо мужское братство.

А вот с женщинами… Приемный отец воспитывал его в одиночку, про мать ничего не говорится.

Сазонов не знает, что такое мать. Его внутренний образ Женского не заполнен. Потому отношения с женщинами – это прежде всего бессознательный поиск материнского тепла, любви, нежности. Всего того, что облекается поэтами в образ Прекрасной Дамы.

Психике необходимо найти кого-то на роль идеальной женщины, чтобы заполнить лакуну и завершить взросление.

Сексуальность, флирт, обольщение не помогают. Все не то. Потому что все – не мама.

И тут она, Света. Серьезная, строгая. Но это только на первый взгляд. А на второй – женщина-ребенок, чьи потребности пострадали не меньше, чем у Сазонова. То, что между ними, больше похоже на дружбу двух обездоленных детей, чем на любовь. Это скорее отношения сестры и брата, и потому, когда Сазонов говорит: «я бы все отдал, чтобы Светка была жива», «Светка» звучит так по-свойски. О любимой женщине скажут иначе.

Не погибни Света, эти отношения вряд ли бы продлились долго.

Люся-не женюся – еще одна модель для создания внутреннего материнского образа. Модель, безусловно, более удачная. Как минимум, перед нами женщина, имеющая жизненный опыт. Кстати, блоковская Незнакомка, воплощение Прекрасной Дамы, – так-то тоже женщина не самой простой судьбы.

Но в таких отношениях присутствует потенциал для исцеления личности, для удовлетворения детской потребности в любви. Потому чувства тут гораздо сильнее, со вкусом подлинности.

Сложно только сказать, сколько лет уйдет на такое возрождение, и хватит ли на это сил у Люси. Каждая женщина, влюбившаяся в «лишённого», вначале всегда уверена, что ее любви хватит на все. Иногда и правда хватает. Но в реальности это очень зависит от мужчины. Важно, чтобы он не застревал в детской позиции, сознательно заполнял свою пустоту, ценил женщину рядом и тоже заботился о ее потребностях. И конечно, не изменял. В условиях любовного треугольника никакое преображение невозможно.

При соблюдении этих условий такие отношения становятся прекрасной терапией для обоих, и через несколько лет слияния (а то и десятилетий) могут привести людей к зрелости и личностной автономии с сохранением глубокой привязанности друг к другу.

Но каждой женщине, встающей на такой путь, не помешает здраво оценить свою выдержку и готовность к непрекращающейся внутренней работе. И конечно, не обманывать себя насчет готовности мужчины к тому же самому.

Поймите, что жгучая привлекательность «лишённого» – это смесь детской тоски, силы выжившего и внутренней обреченности.

К сожалению, бессознательное стремление к смерти всегда присутствует у личностей подобного типа. Оно проявляется не в словах «я хочу умереть», а в выборе опасной профессии, экстремальных увлечениях, повторяющихся несчастных случаях, употреблении веществ. Даже если ничего этого нет на внешнем уровне, эта обреченность все равно чувствуется – во взгляде, в мимике, в душе. Она-то и делает человека неотразимым, захватывает внимание и раскрывает сердце ему навстречу.

Ведь невозможно не отозваться на отчаянную просьбу ребенка о любви.

-2