Найти тему

Дрезден, спасенный русскими. Музей проверен. Мин нет. Любимая картина Фёдора Достоевского

Когда-то Дрезден называли «Флоренцией – на - Эльбе» из-за его архитектуры и музейных художественных сокровищ. Но ночь на 13-е февраля 1945-го изменила все. Шла Вторая Мировая. На немецкий город обрушились бомбы вооруженных сил Великобритании и США. К утру старинный Дрезден исчез. Каким он был, когда получил такое лестное сравнение? Это теперь лишь воспоминания. Но и сейчас восстановленный город кажется мне необыкновенно красивым. Старинным и современным одновременно.

Дрезден почему-то всегда любили русские туристы. И сейчас стараются попасть сюда. И это перестает удивлять, когда узнаешь, как тесно связана наша история. И насколько Дрезден обязан России.

-2

Само название «Дрезден» имеет славянские корни (от древнесербского «жители пойменных лесов»). Городу больше 800-сот лет. Как и многие другие города Германии, большая его часть покрыта зеленью. Только представить – парки и леса занимают больше половины всей городской территории. В окрестностях Дрездена сохранились старинные замки, и в одном из них, кстати, снимали один из самых моих любимых в детстве фильмов - «Три орешка для Золушки». С радостью бы съездила туда, но на все про все – у меня один день. Нужно выбирать. И я выбираю всемирно известную Дрезденскую галерею.

-3

Уже в средние века город на Эльбе стал одним из культурных центров Европы. Ещё бы! Именно здесь находится знаменитое собрание всемирно известных предметов искусства – Галерея Старых мастеров. Главное слово – старых, потому что здесь стараются поддерживать дух старины и очень гордятся потемневшими от времени рамами. Дрезденская галерея входит в состав Цвингера. Это бывшая крепость, со временем она стала похожей на амфитеатр. Саксонские дворяне устраивали здесь турниры и праздники, а сейчас это одно из самых красивых мест в Дрездене. Здесь – самые известные музеи. Собирать коллекцию Старых мастеров начали четыре с половиной века назад. Создателям удалось заполучить работы Тициана, Веласкеса, Корреджо, и конечно, центральную работу всей галереи – знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

Мы идем в Галерею. Нас встречает выбитая на стене надпись – приглядываюсь: она на русском языке! «Музей проверен, мин нет. Проверял Ханутин». Она осталась здесь со времен войны, как напоминание, кому обязана галерея своим нынешним существованием.

-4

В мае 45-го в разбомбленный Дрезден вошла русская армия. Исаак Ханутин получил приказ разминировать Цвингер. Он совершил настоящий подвиг – полз по металлической балке внутрь - только так можно было пробраться в музей. Весь двор был устлан взрывчаткой, вот её и обезвредил русский сапер.

Шаг за шагом он обследовал коридоры, подвалы, залы... В одном из них фашисты спрятали ящики со взрывчаткой между уникальных скульптур, и заложили их кирпичной кладкой. Все могло взлететь на воздух от любого неосторожного движения. Русский солдат нашел эту, как её стали после называть, адскую кладовую, разгадал секрет минирования и спас Галерею от уничтожения! Когда он вышел оттуда, вывел мелом на стене знаменитую надпись. А уже потом кто-то решил отблагодарить простого солдата, обвел буквы резцом и теперь они - тоже бессмертный экспонат Дрезденской Галереи.

Но и это ещё не все. Выяснилось, что нацисты, отступая, спрятали бесценные картины в подземных пещерах. Экспонатам повезло – их быстро нашла Советская армия, а иначе все бы пропало от сырости и холода. Более того, картины увезли в Москву, в Пушкинский музей – там над ними работали лучшие реставраторы страны. И после этого у сотрудников музея и у самой страны хватило сил и воли расстаться с добытыми трофеями - сокровищами мировой живописи. В 1955-м году Дрезденской галерее вернули больше тысячи картин. На прощание в Москве им устроили большие проводы. Жальче всего было расставаться, конечно, с «Сикстинской Мадонной».

-5

Этот образец вершины эпохи Возрождения занимает в мировой истории такое же важное место и имеет такую же всемирную славу, как и «Джоконда» Леонардо Да Винчи. Большое полотно было написано Рафаэлем больше полутысячи назад и до сих пор удивляет и восхищает ценителей искусства. И тоже, между прочим, умеет загадывать загадки.

- Сколько пальцев у изображенного на картинке папы Сикста Второго? – спрашивает нас гид.

- Что за вопрос? – смеемся мы, - конечно же, пять.

- Посчитайте.

Считаем. Один, два, три, четыре, пять…шесть. Шесть?

Как такое может быть? Почему? Неужели потому что Сикст – это с латинского шесть?

Оказывается, нет. Это «обман» зрения. На самом деле, это не шестой палец, а внутренняя часть ладони. Если попробовать поставить руку в такое же положение, все становится понятно, миф развеян. Гид раскрывает нам ещё один секрет – облака за Сикстом Вторым – это не облака, это головы ангелов.

Все это ещё раз учит меня «рассматривать» картины, изучать их, а не окидывать беглым взглядом. Я задерживаюсь у «Сикстинской Мадонны». Так когда-то наверняка, поступал и Федор Достоевский, который бывал здесь. Стоял и изучал эту прекрасную работу. Эту «Мадонну» Федор Михайлович называл истинной Богоматерью, главной Богоматерью всех времен и народов.

Вообще, говорят, что Европа «Сикстинскую Мадонну» ценила, а Россия её обожала. О Дрезденской галерее, об этом полотне много писал Брюллов, Герцен, Белинский, Фет, Гончаров, Репин и даже Пушкин, хотя он видел картину только на гравюрах.

Говорят, позже в ответ на слова скептиков , ироничная Фаина Раневская именно об этой Мадонне сказала знаменитую фразу: «Эта дама сама имеет право выбирать, кому нравиться, а кому - нет».

Конечно, это не единственная картина, на которую можно любоваться в Дрезденской галерее. Есть знаменитая «Шоколадница» Лиотара, «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий Кесаря» Тициана, и много- много других работ.

-6

Но я хочу сказать ещё и о том, как комфортно находиться в этом музее. Здесь, в отличие от части российских галерей, все сделано для удобства посетителей. Что привычно для Европы. В то ведь как в России – ты заходишь в зал, сидит на стульчике смотритель. Ему скучно. И он всем видом это показывает. А для тебя стульчиков не предусмотрено.

В этой галерее угрюмых смотрителей я не замечала. Зато в центре зала – удобные мягкие диваны для публики. Устал – отдохни, или просто сиди и смотри на понравившуюся работу. Есть все условия. Наслаждайся. Изучай искусство.

В Цвингере находится и знаменитая на весь мир коллекция драгоценностей «Зеленые своды». Чего в ней только нет. Настоящая роскошь. Королевский люкс. Здесь, к примеру можно увидеть один из самых крупных бриллиантов на планете – Дрезденский зеленый. 41 карат! Впечатляет. Янтарный кабинет. Скульптуры, украшенные самыми драгоценными камнями, кофейный золотой сервис с бриллиантами и другие вещи королей, принцев и всего европейского высшего общества. Оно не мелочилось. Счет драгоценностей идет на тысячи: 5 600 бриллиантов в сервизе, 175 изумрудов в фигурной композиции… Рубины, сапфиры, жемчуг, золото, серебро, снова бриллианты, слоновая кость….Считается, что гарнитуры местных ювелирных украшения – это самая большая коллекция драгоценностей Европы. Ну как, вы все ещё раздумываете, ехать в Дрезден или нет?!

-7

Вернемся к «духовной пище». Рядом с Цвингером расположено еще одна место, куда нужно обязательно зайти. Это Католическая Придворная Церковь Хофкирхе. Этот большой собор обошелся казне Саксонии просто в какую-то невероятную, по тем временам, сумму. Те времена – это 1739-ый год. Сейчас это реконструированное здание, оно тоже было сильно повреждено во время бомбардировки. Но реставраторы вдохнули в Храм новую жизнь. Интересно, что освящен он был именем Святой Троицы, а на колонне рядом с алтарем находится копия православной иконы Андрея Рублева «Святая Троица».

Ещё здесь очень красивый оргАн. Но нас интересует ещё одна часть этого храма. Алтарь здесь украшает картина «Вознесение Христа». Написана она Антоном Рафаэлем Менгсом. В Алтайском Художественном Музее есть работа этого автора «Триумф Екатерины». Русская императрица, Екатерина II позировала для блестящего живописца. Мало кто знает, что региональный музей обладает такой «драгоценностью». Работа была передана на Алтай в дар от Государственного Эрмитажа. Несколько лет назад Эрмитаж даже просил её обратно, на временную выставку. Правда, публике работу эту показывают редко. Она в фондах. Жаль, таким экспонатам бы постоянное экспонирование...

-8

Да... жаль, что на Дрезден у меня был отведен всего один день. Я знаю, здесь есть ещё столько всего интересного. Музей романтики, Автомобильный музей, здесь на стеклянной мануфактуре в центре города делают Фольксвагены, где рядом есть Парк Динозавров, старинные древние поселения и крепости, про окрестные сказочные Замки я уже говорила…

Такой он, этот удивительный город на Эльбе.