Продолжаем в ноябре смотреть и обсуждать вместе с вами популярные британские сериалы, и сегодня мне хотелось бы рассказать о детективном сериале «Бродчерч» (в оригинале «Broadchurch»), который у нас еще известен под названием «Убийство на пляже». Этот сериал, думаю, хорошо знают все поклонники легендарного «Доктора Кто», потому что в «Бродчерче» снимаются и Дэвид Теннант, и Джоди Уиттакер, и Дэвид Брэдли, и Ив Майлс, и даже «мистер Понд» Артур Дарвилл засветился здесь в роли местного приходского священника. Тем же, кому все эти актеры пока еще не известны, думаю, точно понравится их классическая британская актерская школа.
Сериал «Бродчерч», который начал выходить с 2013 года, состоит из трех сезонов, объединенных главными сюжетными линиями двух ключевых героев – полицейских-детективов. Вместе с этим в каждом сезоне параллельно развивается и своя собственная детективная линия, которая к концу сезона более или менее благополучно завершается. В отличие от многих других детективных сериалов, здесь сами моменты расследования, хоть и тщательно сняты и показаны, не так важны и служат, скорее, фоном для развития внутренней жизни героев и их психологического состояния.
В этом смысле сериал развивает сразу несколько направлений – в частности, например, отвечает на довольно актуальный сейчас вопрос о том, как могут причинять вред детям люди, у которых у самих есть дети. Могут, потому что дети, даже собственные, как и все другие люди, для них попросту не существуют – это лишь инструмент, средство для удовлетворения их желаний. Есть желание изображать из себя почтенного семьянина – вот тебе собственные дети, есть другие желания – вот тебе чужие.
Это же относится не только к детям, но и к женщинам, которых некоторые мужчины не считают за людей и к которым соответственно относятся. Вокруг личности подобных мужчин и строятся все детективные линии в сериале – такие разные, но неумолимо похожие самой природой, сутью источаемого зла, в основе которого лежит бесконечный эгоцентризм и полнейшее равнодушие к страданиям и вообще чувствам других людей.
Второе важное психологическое направление, развивающееся в сериале – само это страдание, чувства людей, в чью жизнь внезапно вторглось зло и навсегда отняло нечто очень важное. Эти чувства раскрываются перед зрителем в неимоверно пронзительных сценах полицейских допросов, бесед с психологом и священником, и, что самое, пожалуй, ценное в сюжете – разговоров жертв преступлений друг с другом. Очень страшно видеть, как они, слово за слово, выясняют, что как будто смотрят в ментальное зеркало – растерянность, опустошение, боль потери и острое чувство вины от того, что не смогла предусмотреть, уберечь. «Как вы могли не знать?» - «Как я могла не знать?».
Зло подбирается к нам порой настолько близко, оно так часто гнездится в наших любимых, в наших соседях, друзьях и родственниках, что отделить себя от этого зла и не испытывать чувство вины очень трудно. Особенно если ты сам – полицейский, и вообще-то вычислять и обезвреживать зло является твоей профессиональной обязанностью. В таких случаях к чувству личной вины добавляется еще и чувство профессиональной несостоятельности, и все это ты должен «вывозить» на фоне практически полного разрушения твоей прежней жизни и необходимости как-то выстраивать новую. Полицейские – тоже люди, а вовсе никакие не супергерои, и эта важная для многих британских детективных сериалов мысль звучит в «Бродчерч» особенно громко.
Как же бороться с этими невыносимыми мыслями и чувствами? Нет другого способа, чем научиться отделять себя от этого зла. Да, это ваш близкий, ваш сосед, ваш друг – но не вы сами. Вы – не он, вы – совершенно другой человек, со своей собственной личностью, убеждениями, принципами, жизненным опытом, характером. Принадлежность даже к семье злодея не делает вас плохим автоматически, и вам не нужно тратить всю оставшуюся жизнь на то, чтобы это доказать. Вы не виноваты в том, что любили, что верили, что надеялись – виноват только тот, кто совершил зло, кто подвел вас и разрушил вашу жизнь.