Найти тему
Петр Власов

2МВ. Ночные «Zerstorer – асы»

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Лучшие ночные асы Bf.110 достигли значительно более высоких боевых счетов, чем их дневные коллеги. Это вовсе не значит, что «ночники» воевали в более легких условиях; у них были свои специфика и сложности. Однако так как противниками «ночников» были в основном относительно тихоходные бомбардировщики, летавшие значительную часть войны без истребительного прикрытия, ночные «Zerstorer – асы» имели больше возможностей для увеличения счетов, чем дневные «Разрушители», постоянно отвлекавшиеся на штурмовые задачи, и к тому же противостоявшие скоростным маневренным «одномоторникам».

Ночных асов, летавших на Bf.110 и добившихся десятков побед, было много. Но в эту статью я отобрал не всех «высших по числу ночных побед», а только тех, чьи боевые биографии мне показались наиболее интересными.

SCHNAUFER Heinz-Wolfgang (121 ночная победа)

Экипаж кавалеров Рыцарского креста: оператор РЛС Франц Румпельхард, пилот Хайнц-Вольфганг Шнауфер, радист Вильгельм Генслер, и их Bf.110G-4c/R-3
Экипаж кавалеров Рыцарского креста: оператор РЛС Франц Румпельхард, пилот Хайнц-Вольфганг Шнауфер, радист Вильгельм Генслер, и их Bf.110G-4c/R-3

Майор Хайнц-Вольфганг Шнауфер (1922 - 1950) стал лучшим ночным асом Германии. Он вступил в Люфтваффе прямо со школьной скамьи - в конце 1939 г., когда уже шла война. Определенный после обучения в полк ночных истребителей II/NJG-1, Шнауфер одержал свою первую победу в ночь с 1 на 2 июня 1942 года. А к июлю 1943 список побед молодого летчика достиг 21 сбитого самолета. В том июле сформировался его постоянный экипаж: оператором РЛС стал Франц Румпельхард, по наводке которого Шнауфер и одержал все остальные свои победы, а стрелком-радистом - Вильгельм Генслер. Оба этих летчика за активное участие в уничтожении 100 вражеских самолетов были удостоены в конце войны Рыцарских крестов Железного креста.

Особо экипаж Шнауфера отличился в ночь 16/17 декабря 1943, уничтожив подряд 4 «Ланкастера»; это подняло счет командира самолета до 40 побед. Правда, тот полет едва не закончился трагически: при посадке выяснилось, что облачность имеет нижнюю границу всего 30 метров над землей! Тем не менее, Шнауфер сумел благополучно посадить свой самолет.

В том же декабре Шнауфер был назначен командиром эскадрильи, а уже в марте 1944 он стал командиром авиаполка IV/NJG-1. Новых серьезных успехов экипаж Шнауфера добился в ночь 21/22 февраля и в ночь 24/25 мая 1944 г.: за первый вылет они сбили 7, а за второй - 5 британских бомбардировщиков «Ланкастер». Всего же за 1944 год Шнауфер сбил 64 самолета, доведя свой счет до 100 ночных побед. За высочайшую для «ночника» результативность гауптман Шнауфер в октябре 1944 г был награжден высшей наградой Германии - Рыцарским крестом с Бриллиантами.

1945 год 22-летний майор Шнауфер встретил в должности командира авиадивизии NJG-4. А в ночь на 21 февраля он добился своего высочайшего успеха: уничтожил подряд 9 британских самолетов, что довело его счет до 121 ночной победы. После этого высшее командование запретило асу отправляться в боевые вылеты. С тех пор Шнауфер занимался руководством действиями своей Эскадры с земли и испытаниями новейшей техники для ночных истребителей (в частности, он испытывал ночной вариант известного двухмоторного «Тяни-Толкая» Do-335 со встроенным локатором).

STREIB Werner (65 ночных + 1 дневная победа)

-3

Вернер Штрайб (1911-1986) стал первым летчиком Люфтваффе, сумевшим ночью сбить британский бомбардировщик; причем – еще на «дневном» Bf.110C, не оборудованном приспособлениями для ночного поиска...

Участник Польской, Норвежской и Французской кампаний, Штрайб первую и единственную свою дневную победу одержал в мае 1940: сбил британский бомбардировщик «Бленхейм». В июле 1940 на базе его части начала формироваться ночная истребительная группа II/NJG-1, а уже 21 июля Штрайб первым среди летчиков Люфтваффе сбил ночью британский бомбардировщик – на самолете, пока еще не приспособленном к «ночной охоте»!

В октябре 1940 за 6 ночных побед Штрайба наградили Рыцарским крестом Железного креста; тогда же он был назначен командиром полка I/NJG-1. В течение 1941 Штрайб довел свое счет до 22 побед, а за 1942 – до 37. В феврале 1943 за 42 победы летчика наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Самым лучшим боевым достижением Штрайба стали 5 «Ланкастеров», сбитых всего за 30 минут в ночь на 12 июня 1943 г. Правда, эти победы были одержаны Штрайбом не на «Разрушителе», а на испытывавшемся им новом двухмоторном ночном истребителе Не-219 «Сова». Этот победный вылет едва не стал для аса последним: на посадке Штрайб вдребезги разбил свою машину, которая в буквальном смысле развалилась на куски. Однако экипаж в отвалившейся от самолета кабине чудом остался жив, отделавшись только ушибами и синяками…

В июле 1943 Вернер стал командиром эскадры NJG-1, а в марте 1944 за 65 побед его наградили Мечами к Рыцарскому кресту. В апреле 1944 Штрайб был назначен Инспектором (так называлась должность командующего) ночной истребительной авиации; к тому времени он считался наиболее авторитетным специалистом по ночным перехватам. Всего за время боевых действий Штрайб совершил 150 боевых вылетов и сбил 66 самолетов (65 ночью и 1 днем).

DREWES Martin (47 ночных + 5 дневных побед)

-4

Лейтенант-танкист Мартин Древес (1918-2013) добровольно перевелся в Люфтваффе, и по окончании обучения в составе 4/ZG-76 в мае 1941 принял участие в англо-иракской войне. Над Ираком он сбил британский истребитель Глостер «Гладиатор». Затем Древес занимался патрулированием над Северным морем и охраной немецкого судоходства. Осенью 1941 его эскадрилья 4/ZG-76 была переформирована в ночную 7/NJG-3, а весной 1942 Древес вместе со своей эскадрой принял участие в воздушном прикрытии прорыва линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» через Ла-Манш.

Первую ночную победу Мартин Древес одержал только в январе 1943 г; его жертвой стал бомбардировщик «Стирлинг». К октябрю 1943 за Древесом числилось 6 ночных побед, но на этом счет летчика едва не остановился. В ночь с 3 на 4 октября во время атаки на очередной «Стирлинг» его Bf.110 был сбит бортстрелком вражеского бомбардировщика. Радиооператор и стрелок спаслись на парашютах, а у Древеса заклинило створку фонаря, и он не смог покинуть горящий самолет. Пилоту ничего не оставалось, как попытаться совершить посадку; но при приземлении его истребитель врезался в деревья и потерял крылья. Древесу с трудом удалось выбраться из кабины через разбившееся окно, оставив внутри зацепившийся сапог. Едва летчик отбежал от самолета, как пылавшая машина взорвалась. Удивительно, но при катастрофе Древес отделался только ушибом руки и синяком на лбу…

На рубеже 1943 – 1944 годов Древесу пришлось участвовать не только в ночных вылетах, но и в дневных боях; днем на своей неповоротливой «стодесятке» ему удалось уничтожить четыре американских тяжелых бомбардировщика (3 В-17 и 1 В-24), и при этом не попасть в прицел истребителям прикрытия. В марте 1944 Мартин Древес стал командиром полка III/NJG-1, а через месяц он особо отличился, уничтожив в ночь 3/4 мая за 32 минуты 5 британских «Ланкастеров». Вновь подобного результата Древес добился в ночь 21/22 мая – за час он сбил еще 5 «Ланкастеров». В июле 1944 за 48 побед Мартин Древес был награжден Рыцарским крестом, а в апреле 1945 – Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. К тому времени его боевой счет составил 52 победы, из которых 47 были одержаны ночью.

LUTJE Herbert (47 ночных + 3 дневных победы)

-5

Герберт Лютье (1918-1967) в составе 12./JG-2 - одной из самых первых ночных истребительных эскадрилий, оснащенной еще «слепыми» одномоторными истребителями Bf.109 - весной 1940 участвовал во французской кампании. В июле лейтенант Лютье был переведен в штабную эскадрилью Bf.110 формирующегося полка III./NJG-1. В ночь 6/7 сентября 1941 года он в своем 49-м вылете одержал первую победу: сбил британский двухмоторный бомбардировщик «Уитли». В мае 1942 обер-лейтенант Лютье стал командиром эскадрильи 8./NJG-1; а к концу 1942 года, его счет увеличился до 16 побед. 18-й победой Лютье стал американский тяжелый бомбардировщик В-17, который ночной ас сбил днем 4 марта 1943 года – как и многим «ночникам», ему из-за нехватки дневных истребителей приходилось время от времени участвовать и в дневных боях. В ночь 13/14 мая Лютье уничтожил подряд 6 британских «Ланкастеров» и «Галифаксов», доведя свой счет до 29 побед.

В июне 1943 г гауптмана Лютье наградили Рыцарским крестом и назначили командиром полка IV./NJG-6, базировавшегося в Румынии - для защиты нефтяных месторождений Плоешти. Здесь Лютье до лета 1944 сбил еще 6 ночных бомбардировщиков, а 10 июня 1944 г в дневном бою над Бухарестом он за 3 минуты уничтожил 2 американских истребителя Р-38 «Лайтнинг». Правда, при этом и его Bf.110 был подбит и разбился при аварийной посадке.

За июль Герберт Лютье сбил над Румынией еще 3 британских «Веллингтона», а так же заявил об уничтожении над Черным морем советского бомбардировщика ДБ-3. Однако эту победу он не смог доказать, и она не вошла в его список. В августе 1944 полк IV./NJG-6 был переведен в Германию, а в октябре 1944 майор Лютье стал командиром всей эскадры NJG-6. Ночами 1945 года Лютье сбил еще 8 британских самолетов, и в апреле его наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Всего за время войны майор Лютье совершил 247 боевых вылетов, в которых одержал 50 воздушных побед (47 ночью и 3 днем).

JABS Hans-Joachim (28 ночных + 22 дневных победы)

-6

Ганс-Иоахим Ябс (1917-2003) стал пилотом Bf.110 в 6/ZG-76 весной 1940, и сразу принял участие в «Битве за Францию», к концу которой на счету новичка оказалось 7 сбитых французских и британских истребителей. Не хуже Ябс дрался и в «Битве за Англию», в которой он уничтожил еще 12 «Спитфайров» и «Харрикейнов». За эти 19 воздушных побед он был награжден Рыцарским крестом и назначен командиром эскадрильи 6/ZG 76.

В сентябре 1941 эскадрилья обер-лейтенанта Ябса была включена в систему ПВО Рейха под обозначением 9/NJG-3. Первую победу как ночной истребитель Ябс одержал в ночь 25/26 июня 1942 г. Наиболее удачными ночами для него стали 19/20 февраля и 2/3 августа 1943 г., в которых он уничтожил по 3 британских бомбардировщика. В марте 1943 гауптман Ябс принял под командование полк IV/NJG-1, а с марта 1944 он возглавил всю дивизию NJG-1, сменив на этом посту знаменитого Вернера Штpайба. Тогда же за 45 побед Ябс был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту.

Утром 29-го апреля 1944 года Ябсу пришлось провести очень трудный бой с британскими истребителями: во время захода на посадку на Арнемский аэродром самолет Bf-110G майора Ябса был атакован 8-ю «Спитфайрами». В этой безнадежнейшей ситуации немец сумел на тяжелом неповоротливом самолете, увенчанном «рогами» антенн, увернуться от атакующих истребителей и даже сбить двух из них! Однако и «Мессершмитт» Ябса был так изрешечен, что летчику пришлось совершить аварийную посадку. Уцелевшие «Спитфайры» обстреляли лежащий на земле Bf.110, но находившийся в машине экипаж остался жив...

В ночь 20/21 февраля 1945 г. оберст-лейтенант (подполковник) Ябс сбил 2 последних самолета. Эти победы он одержал на Bf.110G-4, оснащенном нестандартной РЛС FuG.218 Neptun V/R, которая еще проходила испытания, и стояла только на нескольких машинах. Всего за войну Ганс-Иоахим совершил 510 боевых вылетов, в которых одержал 50 (22 дневных и 28 ночных) подтвержденных воздушных побед.

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»

Асы дневных «стодесяток»

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.