Лучшие ночные асы Bf.110 достигли значительно более высоких боевых счетов, чем их дневные коллеги. Это вовсе не значит, что «ночники» воевали в более легких условиях; у них были свои специфика и сложности. Однако так как противниками «ночников» были в основном относительно тихоходные бомбардировщики, летавшие значительную часть войны без истребительного прикрытия, ночные «Zerstorer – асы» имели больше возможностей для увеличения счетов, чем дневные «Разрушители», постоянно отвлекавшиеся на штурмовые задачи, и к тому же противостоявшие скоростным маневренным «одномоторникам».
Ночных асов, летавших на Bf.110 и добившихся десятков побед, было много. Но в эту статью я отобрал не всех «высших по числу ночных побед», а только тех, чьи боевые биографии мне показались наиболее интересными.
SCHNAUFER Heinz-Wolfgang (121 ночная победа)
Майор Хайнц-Вольфганг Шнауфер (1922 - 1950) стал лучшим ночным асом Германии. Он вступил в Люфтваффе прямо со школьной скамьи - в конце 1939 г., когда уже шла война. Определенный после обучения в полк ночных истребителей II/NJG-1, Шнауфер одержал свою первую победу в ночь с 1 на 2 июня 1942 года. А к июлю 1943 список побед молодого летчика достиг 21 сбитого самолета. В том июле сформировался его постоянный экипаж: оператором РЛС стал Франц Румпельхард, по наводке которого Шнауфер и одержал все остальные свои победы, а стрелком-радистом - Вильгельм Генслер. Оба этих летчика за активное участие в уничтожении 100 вражеских самолетов были удостоены в конце войны Рыцарских крестов Железного креста.
Особо экипаж Шнауфера отличился в ночь 16/17 декабря 1943, уничтожив подряд 4 «Ланкастера»; это подняло счет командира самолета до 40 побед. Правда, тот полет едва не закончился трагически: при посадке выяснилось, что облачность имеет нижнюю границу всего 30 метров над землей! Тем не менее, Шнауфер сумел благополучно посадить свой самолет.
В том же декабре Шнауфер был назначен командиром эскадрильи, а уже в марте 1944 он стал командиром авиаполка IV/NJG-1. Новых серьезных успехов экипаж Шнауфера добился в ночь 21/22 февраля и в ночь 24/25 мая 1944 г.: за первый вылет они сбили 7, а за второй - 5 британских бомбардировщиков «Ланкастер». Всего же за 1944 год Шнауфер сбил 64 самолета, доведя свой счет до 100 ночных побед. За высочайшую для «ночника» результативность гауптман Шнауфер в октябре 1944 г был награжден высшей наградой Германии - Рыцарским крестом с Бриллиантами.
1945 год 22-летний майор Шнауфер встретил в должности командира авиадивизии NJG-4. А в ночь на 21 февраля он добился своего высочайшего успеха: уничтожил подряд 9 британских самолетов, что довело его счет до 121 ночной победы. После этого высшее командование запретило асу отправляться в боевые вылеты. С тех пор Шнауфер занимался руководством действиями своей Эскадры с земли и испытаниями новейшей техники для ночных истребителей (в частности, он испытывал ночной вариант известного двухмоторного «Тяни-Толкая» Do-335 со встроенным локатором).
STREIB Werner (65 ночных + 1 дневная победа)
Вернер Штрайб (1911-1986) стал первым летчиком Люфтваффе, сумевшим ночью сбить британский бомбардировщик; причем – еще на «дневном» Bf.110C, не оборудованном приспособлениями для ночного поиска...
Участник Польской, Норвежской и Французской кампаний, Штрайб первую и единственную свою дневную победу одержал в мае 1940: сбил британский бомбардировщик «Бленхейм». В июле 1940 на базе его части начала формироваться ночная истребительная группа II/NJG-1, а уже 21 июля Штрайб первым среди летчиков Люфтваффе сбил ночью британский бомбардировщик – на самолете, пока еще не приспособленном к «ночной охоте»!
В октябре 1940 за 6 ночных побед Штрайба наградили Рыцарским крестом Железного креста; тогда же он был назначен командиром полка I/NJG-1. В течение 1941 Штрайб довел свое счет до 22 побед, а за 1942 – до 37. В феврале 1943 за 42 победы летчика наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Самым лучшим боевым достижением Штрайба стали 5 «Ланкастеров», сбитых всего за 30 минут в ночь на 12 июня 1943 г. Правда, эти победы были одержаны Штрайбом не на «Разрушителе», а на испытывавшемся им новом двухмоторном ночном истребителе Не-219 «Сова». Этот победный вылет едва не стал для аса последним: на посадке Штрайб вдребезги разбил свою машину, которая в буквальном смысле развалилась на куски. Однако экипаж в отвалившейся от самолета кабине чудом остался жив, отделавшись только ушибами и синяками…
В июле 1943 Вернер стал командиром эскадры NJG-1, а в марте 1944 за 65 побед его наградили Мечами к Рыцарскому кресту. В апреле 1944 Штрайб был назначен Инспектором (так называлась должность командующего) ночной истребительной авиации; к тому времени он считался наиболее авторитетным специалистом по ночным перехватам. Всего за время боевых действий Штрайб совершил 150 боевых вылетов и сбил 66 самолетов (65 ночью и 1 днем).
DREWES Martin (47 ночных + 5 дневных побед)
Лейтенант-танкист Мартин Древес (1918-2013) добровольно перевелся в Люфтваффе, и по окончании обучения в составе 4/ZG-76 в мае 1941 принял участие в англо-иракской войне. Над Ираком он сбил британский истребитель Глостер «Гладиатор». Затем Древес занимался патрулированием над Северным морем и охраной немецкого судоходства. Осенью 1941 его эскадрилья 4/ZG-76 была переформирована в ночную 7/NJG-3, а весной 1942 Древес вместе со своей эскадрой принял участие в воздушном прикрытии прорыва линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» через Ла-Манш.
Первую ночную победу Мартин Древес одержал только в январе 1943 г; его жертвой стал бомбардировщик «Стирлинг». К октябрю 1943 за Древесом числилось 6 ночных побед, но на этом счет летчика едва не остановился. В ночь с 3 на 4 октября во время атаки на очередной «Стирлинг» его Bf.110 был сбит бортстрелком вражеского бомбардировщика. Радиооператор и стрелок спаслись на парашютах, а у Древеса заклинило створку фонаря, и он не смог покинуть горящий самолет. Пилоту ничего не оставалось, как попытаться совершить посадку; но при приземлении его истребитель врезался в деревья и потерял крылья. Древесу с трудом удалось выбраться из кабины через разбившееся окно, оставив внутри зацепившийся сапог. Едва летчик отбежал от самолета, как пылавшая машина взорвалась. Удивительно, но при катастрофе Древес отделался только ушибом руки и синяком на лбу…
На рубеже 1943 – 1944 годов Древесу пришлось участвовать не только в ночных вылетах, но и в дневных боях; днем на своей неповоротливой «стодесятке» ему удалось уничтожить четыре американских тяжелых бомбардировщика (3 В-17 и 1 В-24), и при этом не попасть в прицел истребителям прикрытия. В марте 1944 Мартин Древес стал командиром полка III/NJG-1, а через месяц он особо отличился, уничтожив в ночь 3/4 мая за 32 минуты 5 британских «Ланкастеров». Вновь подобного результата Древес добился в ночь 21/22 мая – за час он сбил еще 5 «Ланкастеров». В июле 1944 за 48 побед Мартин Древес был награжден Рыцарским крестом, а в апреле 1945 – Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. К тому времени его боевой счет составил 52 победы, из которых 47 были одержаны ночью.
LUTJE Herbert (47 ночных + 3 дневных победы)
Герберт Лютье (1918-1967) в составе 12./JG-2 - одной из самых первых ночных истребительных эскадрилий, оснащенной еще «слепыми» одномоторными истребителями Bf.109 - весной 1940 участвовал во французской кампании. В июле лейтенант Лютье был переведен в штабную эскадрилью Bf.110 формирующегося полка III./NJG-1. В ночь 6/7 сентября 1941 года он в своем 49-м вылете одержал первую победу: сбил британский двухмоторный бомбардировщик «Уитли». В мае 1942 обер-лейтенант Лютье стал командиром эскадрильи 8./NJG-1; а к концу 1942 года, его счет увеличился до 16 побед. 18-й победой Лютье стал американский тяжелый бомбардировщик В-17, который ночной ас сбил днем 4 марта 1943 года – как и многим «ночникам», ему из-за нехватки дневных истребителей приходилось время от времени участвовать и в дневных боях. В ночь 13/14 мая Лютье уничтожил подряд 6 британских «Ланкастеров» и «Галифаксов», доведя свой счет до 29 побед.
В июне 1943 г гауптмана Лютье наградили Рыцарским крестом и назначили командиром полка IV./NJG-6, базировавшегося в Румынии - для защиты нефтяных месторождений Плоешти. Здесь Лютье до лета 1944 сбил еще 6 ночных бомбардировщиков, а 10 июня 1944 г в дневном бою над Бухарестом он за 3 минуты уничтожил 2 американских истребителя Р-38 «Лайтнинг». Правда, при этом и его Bf.110 был подбит и разбился при аварийной посадке.
За июль Герберт Лютье сбил над Румынией еще 3 британских «Веллингтона», а так же заявил об уничтожении над Черным морем советского бомбардировщика ДБ-3. Однако эту победу он не смог доказать, и она не вошла в его список. В августе 1944 полк IV./NJG-6 был переведен в Германию, а в октябре 1944 майор Лютье стал командиром всей эскадры NJG-6. Ночами 1945 года Лютье сбил еще 8 британских самолетов, и в апреле его наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Всего за время войны майор Лютье совершил 247 боевых вылетов, в которых одержал 50 воздушных побед (47 ночью и 3 днем).
JABS Hans-Joachim (28 ночных + 22 дневных победы)
Ганс-Иоахим Ябс (1917-2003) стал пилотом Bf.110 в 6/ZG-76 весной 1940, и сразу принял участие в «Битве за Францию», к концу которой на счету новичка оказалось 7 сбитых французских и британских истребителей. Не хуже Ябс дрался и в «Битве за Англию», в которой он уничтожил еще 12 «Спитфайров» и «Харрикейнов». За эти 19 воздушных побед он был награжден Рыцарским крестом и назначен командиром эскадрильи 6/ZG 76.
В сентябре 1941 эскадрилья обер-лейтенанта Ябса была включена в систему ПВО Рейха под обозначением 9/NJG-3. Первую победу как ночной истребитель Ябс одержал в ночь 25/26 июня 1942 г. Наиболее удачными ночами для него стали 19/20 февраля и 2/3 августа 1943 г., в которых он уничтожил по 3 британских бомбардировщика. В марте 1943 гауптман Ябс принял под командование полк IV/NJG-1, а с марта 1944 он возглавил всю дивизию NJG-1, сменив на этом посту знаменитого Вернера Штpайба. Тогда же за 45 побед Ябс был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту.
Утром 29-го апреля 1944 года Ябсу пришлось провести очень трудный бой с британскими истребителями: во время захода на посадку на Арнемский аэродром самолет Bf-110G майора Ябса был атакован 8-ю «Спитфайрами». В этой безнадежнейшей ситуации немец сумел на тяжелом неповоротливом самолете, увенчанном «рогами» антенн, увернуться от атакующих истребителей и даже сбить двух из них! Однако и «Мессершмитт» Ябса был так изрешечен, что летчику пришлось совершить аварийную посадку. Уцелевшие «Спитфайры» обстреляли лежащий на земле Bf.110, но находившийся в машине экипаж остался жив...
В ночь 20/21 февраля 1945 г. оберст-лейтенант (подполковник) Ябс сбил 2 последних самолета. Эти победы он одержал на Bf.110G-4, оснащенном нестандартной РЛС FuG.218 Neptun V/R, которая еще проходила испытания, и стояла только на нескольких машинах. Всего за войну Ганс-Иоахим совершил 510 боевых вылетов, в которых одержал 50 (22 дневных и 28 ночных) подтвержденных воздушных побед.
Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:
«Авиация Первой мировой войны»
«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»
«Авиация Второй мировой войны»
«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»
Разное - авиационная «солянка»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.