Отделение детей от матери, когда у детей сформирована привязанность, наносит повреждающее влияние на развитие личности. Тоска и страдание детей в период разлуки приводят к усилению цепляния за мать или ее отвержения после встречи. Самые тяжелые психологические последствия бывают при подлинном разрыве с матерью:, мать бросила, передача ребенка другой замещающей фигуре, ребенок попал в больницу и т.д. К патогенным относятся не только случаи реальной смерти родителя, но и случаи долгих разлук, психологическая утрата родителя в связи с рождением др. ребенка или депрессией матери. Неоднократное разлучение с фигурами привязанности в раннем возрасте приводит к интенсивной амбивалентности, с которой незрелая психика справиться не может.
При повторных утратах в жизни возможно уже взрослого человека, этот человек склонен воспроизводить прежнее патологическое реагирование, что и может послужить спусковым механизмом психического заболевания.
Главная причина родительских ошибок лежит в чувствах родителей к детям. А эти чувства искажены бессознательными конфликтами проистекающими из собственного детства родителей. Родители сами не справляются со своей амбивалентностью.
В поведении ребенка 15 - 30 месяцев, у которого ранее отношения с матерью были достаточно безмятежными который с ней ранее не расставался при неожиданном разрыве можно разделить на 3 фазы: протеста, отчаяния, отчуждения.
В исследованиях прослеживается наиболее частая связь раннего разрыва эмоциональных связей с такими паталогиями как: психопатическая или социопатическая личность(чел постоянно совершающ действия против себя, семьи, общества) и депрессия.
Детский опыт влияет на способность в дальнейшем доверять и налаживать взаимно полезные отношения. И это влияет на выбор окружения и отношения с ним, что в свою очередь создает условия для повторения детского паттерна отношений.
Т.о. здоровое развитие личности - это способность узнавать поддерживающие фигуры и сотрудничать с ними. Формы функционир наруш личности - сниженная спос-ть к поиску и отношен с такими фигурами.
Суть безопасности - в непрерывности поддержки. Угроза ее утраты порождает тревогу и гнев. Боулби утверждает, что не только 1 год жизни влияет на установление таких отношений, но и все годы детства и даже юности.
Здоровые личности показывают баланс уверенности и способности доверять и искать помощь. Исследован показывают, что у самых чутких на сигналы ребенка матерей дети не испытывают амбивалентности, и сравнительно смело исследуют мир. Самая высокая активность исследования в детей,матери которых проявляют среднюю чувствительность, и они более амбивалентны. Самая низкая чувствительность матерей приводит к переменной активности исследования или ее полному угасанию.
Независимость и привязанность не противоречат др др, а хорошо сочетаются и более того, друг без друга не возможны. Сепарационная тревога, когда она чрезмерна, неблагоприятна для развития собственной личности
Нахождение в одиночестве увеличивает риск для жизни ребенка (и эволюционно для чел вообще). Поэтому доступность родителей и чуткость обеспечивает возможность уверенного исследования мира. А утрата родителей или угроза утраты, особенно если родители используют эту угрозу для обеспечения хорошего поведения, могут привести к отклонению от нормального развития: подрывается доверие к людям, себе, появляется неуверенность в своих силах, хроническая тревога, депрессия, отказ от обязательств, фальшивая, вызывающая независимость.
Теория привязанности - способ концептуализации склонности людей устанавливать сильные нежные привязанности с выделенными людьми и объяснения многих форм эмоционального страдания и расстройства личности (тревогу, гнев, депрессию, эмоциональное отчуждение) чему дают начало нежеланная разлука и утрата. Раньше привязанность рассматривалась в терминах зависимости, симбиоза, объектных отношений, индивидуации.
В основе теории привязанности : психоанализ, этология, теория контроля, когнитивная психология, нейрофизиология, эволюционная биология. Не используются понятия психич энергии и влечения. Кратко главный тезис: Многие формы психического расстройства могут быть приписаны отклонениям или неудаче в развитии привязанности. Терапевтическая помощь: осознание влияния детских и юношеских переживаний с родителями на текущие способы восприятия и поведение с эмоционально значимыми лицами, включая психоаналитика.
Поведение тревоги при угрозе сепарации не имеет невротической природы (так же как страх темноты, резкого изменения стимулов, незнакомость), хотя и вызвано не реальной опасностью, а только увеличением степени ее риска. Эволюционное научение, что в темноте одному опасно все незнакомое. Патология не в тревоге, а в силе ее степени.
Раньше психоанализ циклился на еде, приучен к горшку, свидетельстве полового акта, а не на чуткости родителей в целом.
Боулби выделяет главной чертой воспитания - надежность обеспечиваемой опоры и поощрения на ее основе исследовать мир.
Условия патогенного воздействия родителей:
Невосприимчивость к требованиям заботы ребенка, отвержение, принижение.
Прерывание заботы (отъезды, больница).
Угрозы не любви как средство контроля.
Чувство вины, особенно за болезнь или смерть родителя.
Получается человек всю жизнь сравнивает новых людей в своей жизни с существующими в нем моделями себя и родителей и ожидает соответствующих реакций на себя, даже если многократно модель не сработала. И вырабатывает действия на предотвращение ожидаемого поведения. Факта сравнения человек не осознает. Чем сильнее эмоции в паре, тем более ранние и не осознаваемые модели возникают.
Терапия:
Применима ли к проблеме теория привязанности? Исследуем отношения с близкими, к нам и к потенциальным помощникам. Исследуем события: расставания, заболевания, смерть, переезды. Но чувство вины перед родителями или опасения в критики искажают информацию от пациента. Или приписывают проблеме др причину. Полезны 1-2 семейные опроса.
Обеспечить пациента надежной опорой.
Объединиться с пациентом в его исследованиях.
Обратить внимание на его паттерны ожидания и превентивных действий при установлении близких отношений и их противоречия с реальностью. Анализ своих отношений.
Типичные для клиента ситуации и реакции на них связать с детским опытом.
Особенности подхода: отказ от интерпретаций, замена их прослеживанием реальной жизни человека, акцент не деталях в общении с родителями в детстве и юности, что бы понять истинный смысл их отношения к ребенку, анализ отношений с врачом - особенно реакции клиента на перерывы в работе по инициативе врача
Теория привязанности поможет психотерапевту показать в том числе не вербально свое уважение к желанию пациента получать любовь и заботу, к его тревоге, гневу при фрустрации. Верб и неверб врач будет поощрять исследовать мир и приходить к своим решениям. Врач не наказывает, не винит, нарушая ожидания пациента.
СТАТЬЯ НАПИСАНА, КАК ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ Факультета ДПО "Практическая психология развития личности" ЮФУ ЮРНЦ РАО, КУДА Я ПРИГЛАШЕНА ПРЕПОДАВАТЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ "ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ".
Узнать больше об этой теме можно здесь.
Автор канала психолог Светлана Александровна Ященко