«Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таковым все, не поддающееся измерению», как говорил Галилео Галилей.
«В сущности интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание. Однако, механизм его был и есть окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это соединяется, чтобы бросить луч света в этот мрак. Но человек располагает еще одним могущественным ресурсом: естественнонаучным изучением с его строго объективным методом» (с) Павлов.
Во второй половине XIX века в психологии начали происходить существенные революционные изменения.
Когда психология оформилась как самостоятельная научная дисциплина, основным ее спектром рассмотрения стали явления сознания — то, что поддается самонаблюдению, или интроспекции, то есть никакие объективные методы не использовались для анализа этого субъективного опыта.
Во второй половине XIX века произошел частичный или полный отказ в зависимости от того или иного направления психологии от этого метода — самонаблюдения — в пользу строгих количественных экспериментальных методов, основной характеристикой которых была способность измерить то или иное наблюдаемое явление. Оформились такие направления психологии, как психофизика, экспериментальная психология и гештальтпсихология.
Особое место занимают два направления, которые родились на стыке XIX и XX веков:
- Школа изучения физиологии высшей нервной деятельности, или Павловская школа условных рефлексов
- Бихевиоризм
В обеих школах начались количественные исследования поведения животных в строго контролируемых условиях, с некоторыми исключениями переносимых также и на изучение поведения человека. При этом исследователи полностью отказывались от терминологии и концептуального аппарата, который был накоплен с применением методов самонаблюдения, или интроспекции, на первых порах становления психологии как самостоятельной дисциплины.
Поведение, согласно этим направлениям, считалось прямым следствием воздействия стимула, то есть фактически рефлексом: стимул → реакция. Внешний стимул (внешнее воздействие) вызывает какое-либо поведенческое изменение, или реакцию.
Одновременно с этим стали накапливаться научные данные о нарушении психических функций человека при травмах мозга. В частности, были открыты центры речи в левом полушарии головного мозга Полем Брока и Карлом Вернике.
Позднее в XX веке из этих наблюдений родилась нейропсихология — направление, которое позволяло связывать в первую очередь на анализе травм мозга, повреждений мозга роль определенных областей нашего головного мозга с когнитивными функциями, когнитивными процессами.
Иван Петрович Павлов создал первый уникальный метод физиологического изучения психических явлений, которые мы привыкли называть условным рефлексом. Условные рефлексы в равной степени основаны как на анализе, так и синтезе внешних раздражений. Вспоминаем, что необходимо присутствие некоего внешнего стимула, для того чтобы вызвать поведенческое изменение. Образование условного рефлекса, то есть некоего нового поведенческого акта, — это акт синтеза.
Анализ и синтез внешних раздражений, согласно этой теории, всегда осуществляются в коре головного мозга. Иван Петрович Павлов показал, что высшая нервная деятельность в определенной степени обусловлена структурой мозга.
Процессы высшей нервной деятельности в коре больших полушарий зависят не только от характерных особенностей внешних раздражений. По словам Ивана Петровича Павлова, мозг работает по принципу структуры, то есть расположение действия силы в пространстве, приурочения динамики к структуре. Таким образом, эта теория об обусловленности процессов высшей нервной деятельности структурой мозга положила конец попыткам оторвать психику от мозга, рассматривать ее как некую неуловимую силу, которая парит над нервной системой и способна проявляться у организмов независимо от особенностей строения их нервной системы. Таким образом, была установлена закономерность привязки структуры мозга и процессов высшей нервной деятельности, которые мы называем когнитивными процессами.
Какие же эксперименты проводились в школе Павлова и как, соответственно, выглядело представление об основных поведенческих актах на примере условных рефлексов?
Для формирования условного рефлекса необходимо предъявление безусловного и условного стимулов одновременно в какой-либо ситуации. Здесь вы видите, что у собаки выделяется слюна на безусловный стимул — на предъявление еды, и одновременно с этим звучит звук колокольчика. При многократном повторении такой ситуации уже сам звук колокольчика начинает вызывать слюноотделение у собаки, как бы предшествуя и сигнализируя о том, что появится еда и тем самым формируя новый поведенческий акт. Как мы видим, ранее такой связки в поведении не наблюдалось.
Среди новаторов, которые стали использовать объективные методы в когнитивной науке для изучения поведения, мы также можем отметить Торндайка, который впервые применил экспериментальную парадигму, которая стала прообразом классических поведенческих парадигм, которые используются в изучении поведения даже до настоящего момента.
И одной из таких парадигм является проблемный ящик — устройство, на картинке ниже. Устройство, внутри которого помещается экспериментальное животное, например, кошка, или крыса, или же кролик. В чем заключается сама логика этой экспериментальной парадигмы?
Проблемный ящик сконструирован таким образом, что, чтобы освободиться или получить подкрепление, животное должно нажать на определенный рычаг.
Однако животное, которое помещается в этот ящик, заранее про него ничего не знает. Для него это совершенно новая ситуация, и с этим предметом животное не знакомо. Научение, то есть способность отыскать этот рычаг и связать, что нажатие на этот рычаг, например, открывает дверцу и позволяет животному покинуть этот ящик, происходит путем проб и ошибок. Животное перебирает варианты и исследует ситуация нахождения внутри этого ящика и тем самым научается вызывать желаемое поведение или в данном случае желаемое изменение для того, чтобы открыть этот ящик и покинуть эту среду.
Завершаем рассмотрение новаторов, которые использовали объективные методы в когнитивной науке и психологии, рассмотрением исследований Джона Уотсона, который стал основателем такого движения, как бихевиоризм.
Он сформировал следующие основополагающие принципы бихевиоризма как исследовательского направления.
Он предполагал, что:
- Поведенческие акты можно описать простой формулой стимул → реакция, и соответственно здесь мы можем выделить
- Ассоциацию между стимулом и реакцией как механизм формирования новых поведенческих актов
Он также отмечал необходимость проведения объективных контролируемых экспериментов и отмечал, что:
- Основным фокусом рассмотрения должно стать именно поведение как спектр внешне наблюдаемых реакций, тем самым отказываясь от изучения внутренних механизмов, поскольку он предполагал, что не существует объективных методов, которые бы позволили сосредоточить внимание на их изучении и тем самым представить какое-то обоснованное предположение о закономерности их функционирования.
Тем самым изучение поведения в рамках бихевиоризма на этапе формирования исследовательской парадигмы Джона Уотсона представлялось как изучение только внешне наблюдаемых реакций.
И при этом поведение в основном было внешне обусловлено какими-либо предъявляемыми стимулами.
Скиннер выдвинул концепцию оперантного научения. Предполагается, что Скиннер работал в русле бихевиористской традиции, но вместо традиционной схемы стимул → реакция, где стимул предполагался как внешний триггер запускаемого поведения, Скиннер постулировал внутреннюю инициацию поведенческого акта, или движения.
То есть что сам стимул, который запускает движение, по Скиннеру, был на самом деле внутренним. А ассоциативная связь, которая обеспечивает запуск этого поведения, по Скиннеру, формируется между своим собственным поведением и его последствиями.
И примером, экспериментальными подтверждениями таких представлений Скиннера стали его эксперименты, например, с голубями.
Как формировалось оперантное научение, как выглядело оперантное научение по Скиннеру?
Если в классическом бихевиоризме мы бы предъявляли постоянно один и тот же стимул, чтобы вызвать желаемое поведение, по Скиннеру, животным давалась полная свобода действий, как себя вести в этой камере.
И только если животное, например, в какой-то момент начинало клевать определенную точку на стене этой камеры, животному выдавалась еда, и выдавалось подкрепление, и тем самым запускалась ассоциативная связь между стимулом и желаемым поведением. И тем самым формировалось успешное повторение поведенческого акта.
На протяжении XX века в физиологии и отчасти в психологии довлели рефлекторные представления, которые распространялись и на представления о психике.
Большинство положений концепций Павловской школы и бихевиоризма сохранило свою силу частично и в современной науке, однако утратили претензию на универсальность и осталось для объяснения ограниченного круга психических явлений.
С середины XX века поведенческое направление исследований объединилось с нейрофизиологией, образовав тем самым поведенческую нейронауку.