За четвёртый день летней велопоездки по средней полосе России я проехал от района Мценска Орловской области до окрестностей Алексина Тульской области. Вашему вниманию первая часть рассказа об этом ходовом дне, полном железнодорожных достопримечательностей.
Во тьме выдвигаюсь к Черни
Так как лёг относительно рано – уже в 2 часа ночи я начал завтракать, заварил в термосе чайку покрепче и ровно в 3 ночи стал выдвигаться.
В своих поездках я частенько использую максимально незагруженный период перед рассветом, когда ночной поток машин уже закончился, а утренний ещё не начался. Мне очень нравится двигаться в темноте, путь и небыстро — так организм максимально комфортно втягивается в процесс длительного ходового дня.
Чудесное место на холме, где я ночевал — оказалось расположено совсем рядом с поворотом на Спасское-Лутовиново — родовое имение И.С. Тургенева. Объять всё в поездках невозможно, я не стал туда сворачивать, решив проехать по пустой трассе М2 около десятка километров и встретить рассвет на станции Чернь.
Рассвет у бронепоезда на станции Чернь
Рабочий посёлок Чернь Тульской области получил своё название по расположению на берегу одноимённой реки. Недалеко находится станция Московско-Курской железной дороги, где я решил встретить рассвет, разглядывая интереснейший поезд.
В 2010 году на станции был открыт мемориал «Бронепоезд Победы», в память о героическом сопротивлении на железной дороге — в годы Великой Отечественной в районе Черни сражались 8 бронепоездов, построенных работниками разных заводах СССР.
Представленный на станции состав похож на бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», которые были собраны железнодорожниками Горьковской области.
В составе поезда бронированный паровоз и ещё 7 вагонов:
В галереи выше представлены фотографии головной и средней части поезда с подписями, а здесь хвостовая часть состава:
Чернь — Плавск
Когда я закончил осмотр поезда было уже 5:30, на станции начал собираться народ в ожидании электрички. Сделав ещё несколько снимков станции, я начал выдвигаться в сторону Плавска.
По трассе уже неслись один за другим утренние фуры, но в целом двигаться было довольно комфортно, более внимательно и быстро приходилось проезжать лишь узкие места, путепроводы и мосты.
Сам рабочий посёлок Чернь расположен в нескольких километрах от станции. Спешившись на очень длинном (и конечно, с немалым количеством ям вдоль обочины) подъёме после моста, я решил устроить второй завтрак, усевшись на газоне над трассой, после чего продолжил путь.
Трасса М2, конечно, проложено более плавно, чем локальные дороги, а потому двигаться было гораздо проще, чем в предыдущие дни. Плавные подъёмы сменялись длинными спусками, а небольшие перелески — прекрасными пейзажами открытых пространств.
Добравшись до Плавска, первым делом я умылся, а заодно попросил воды на автомойке. Я поблагодарил работников и чуть пообщался с ними — ребята были весьма впечатлены, что к началу дня я прикатил на своих двоих сюда из-под Мценска. Восполнив запасы воды, я отправился к очередной железнодорожной достопримечательности.
Плавск. Дореволюционное здание станции «Овсяная»
К концу XIX века станция Плавск (на тот момент Сергиево I) стала важным транспортным узлом Московско-Курской железной дороги. К 1898 году в версте от неё была выстроена товарная станция Сергиево II для складирования и загрузки-выгрузки многочисленных продовольственных грузов, в основном — зерна.
Возможно, поэтому в 1904 году станция получила своё новое название — «Овсяная». До нашего времени здесь сохранилось деревянное станционное здание интересной архитектуры:
Постройка - деревянная на кирпичном полуподвале. Симметричная, центральная, выступающая с двух сторон здания часть, увенчана поперечным мезонином. Эклектичность форм подчеркивает декор фасадов, выполненный по тесовой обшивке брусчатых стен, по бокам постройки имеются крыльца-террасы. В здании размещались службы грузовых перевозок – товарная контора, ведавшая учётом всех отправляемых и прибывших грузов.
В 1950-ые годы пути были переложены по новому маршруту, поэтому здание оказалось в стороне от товарной станции и использовалось как жилое.
Осмотрев здание, я отправился обратно на главную улицу города, где устроил очередной привал в сквере напротив храма Сергия Радонежского.
Продолжение:
Читать с начала: