Начнем рассмотрение трудов античных ученых с Гиппократа.
В своих сочинениях Гиппократ писал о ключевой роли головного мозга во всей деятельности человека: "Глаза, уши, язык, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг. Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара - больной необходимо теряет речь и не видит или не слышит."
Он описывал органы и функции слуха и зрения человека, излагал свои взгляды на механизм образования голоса и речи, где отдельно определял роль, например, некоторых элементов речевого аппарата, артикуляции голоса.
Гиппократу также принадлежит создание гуморальной теории: учения о существовании неких телесных соков - крови, черной желчи, желтой желчи и слизи или флегмы. Позднее они были связаны с конкретными типами темпераментов, которые, возможно, вам уже известны - сангвиник, холерик, флегматик и т.д.
Поэтому причину расстройств функций головного мозга - слуха и зрения, голоса и речи, Гиппократ, согласно своей гуморальной теории, усматривал обычно в излишке различной влаги в соответствующих органах или в соответствующих частях головы. И методы лечения, которые он предлагал, как раз были направлены на удаление этой излишней влаги.
Мозг человека Гиппократ считал железой, предназначенной, в том числе, и для удаления из организма образующегося в нем избытка жидкости.
Ряд представлений о работе органов чувств и возникновении ощущений, т.е. того, что нас интересует в рассмотрении представлений о мозге и психике в работах античных ученых, также можно найти в работах Демокрита. Он предполагал, что любые тела составляют собой комбинации атомов, между которыми всегда есть пустота. И даже душа, по представлению Демокрита, состоит из атомов.
Восприятие же, согласно его представлениям, возникало в результате взаимодействия атомов воспринимаемых объектов (того, на что человек смотрит), например, с органами чувств - такими, как глаз, как воспринимающий орган зрительной информации.
Говоря о когнитивных процессах, например, о восприятии, Платон разделял теорию излучения. Она представляла собой некое положение о существовании лучей, которые исходят от глаза и сталкиваются с объектом зрительного восприятия. Отражение этих лучей создавало образ, который и являлся образом восприятия.
Однако в представлениях о душе (их мы могли бы отнести к предмету психологии в Античности, хотя психология не была еще самостоятельной наукой). Платон предполагал, что душа двойственна: выделял
- бессмертную и смертную душу, выделял и так называемые
- разумную
- ощущающую
- растительную части души, которые отвечали за различные когнитивные процессы
Аристотель постулировал единство души и тела, и также предполагал, что душа является своеобразной "энтелехией" тела.
Также он предполагал, что существует определенная зависимость психических явлений от телесных явлений, что есть некая причинно-следственная связь между тем, что происходит в теле и происходит в психике. Однако при этом Аристотель полагал, что вместилищем ощущений и движений, главным исполняющим органом, являющимися причиной возникновения ощущений и движений, является сердце. Согласно Аристотелю, мозг был предназначен только для охлаждения крови.
Гален, римский врач, основываясь на гуморальной теории Гиппократа и ее применении к представлениям о темпераменте, проводил наблюдения за поведением человека и животных, а также анатомически эксперименты. Но он не имел возможности проводить анатомические эксперименты на человеке. Опыты на животных и наблюдение больных с черепно-мозговыми травмами убедили Галлена отвергнуть мнение Аристотеля о первостепенной важности сердца и согласиться с Гиппократом в том, что именно головной мозг является местом локализации разума и сознания.
В Средневековье - например, в XVI веке - психические функции уже однозначно связывались деятельностью мозга, однако представления оставались наивными.
Например, в передней полости, согласно этой схеме, расположено общее чувствилище, связанное с нервами органов чувств, в то время как в задней полости обитает память. Основной толчок к развитию представлений, к получению новой информации, в том числе, к выдвижению новых теоретических моделей, как бы мы теперь могли это назвать, стал период Нового времени.
Одним из самых влиятельных представлений, которые были развиты в Новое время, было представление Рене Декарта об образовании реакций. Взаимодействие организмов с окружающими телами, с объектами внешней среды, как полагал он, опосредованно нервной машиной, в которой мозг выполняет роль центра, а от него расходятся нервные трубки. Причина, например, самого простого акта - двигательного акта - при этом всегда лежала извне, снаружи организма, а не являлась продуктом самого мозга или же души.
Рене Декарт предполагал, что телесное и духовное (или как бы мы с вами сейчас сказали, психика и мозг) взаимодействуют между собой, и предполагал, что вместилищем души является эпифиз в головном мозге из-за представлений о его уникальном месте в анатомии человеческого мозга на тот временной период.
Дальнейшее развитие представлений о локализации функций в мозге шло в русле двух противоположных друг другу течений - узкого локализационизма и эквипотенционализма.