Найти в Дзене

Представления о мозге и психике в античности

Начнем рассмотрение трудов античных ученых с Гиппократа.

В своих сочинениях Гиппократ писал о ключевой роли головного мозга во всей деятельности человека: "Глаза, уши, язык, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг. Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара - больной необходимо теряет речь и не видит или не слышит."

Он описывал органы и функции слуха и зрения человека, излагал свои взгляды на механизм образования голоса и речи, где отдельно определял роль, например, некоторых элементов речевого аппарата, артикуляции голоса.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Гиппократу также принадлежит создание гуморальной теории: учения о существовании неких телесных соков - крови, черной желчи, желтой желчи и слизи или флегмы. Позднее они были связаны с конкретными типами темпераментов, которые, возможно, вам уже известны - сангвиник, холерик, флегматик и т.д.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Поэтому причину расстройств функций головного мозга - слуха и зрения, голоса и речи, Гиппократ, согласно своей гуморальной теории, усматривал обычно в излишке различной влаги в соответствующих органах или в соответствующих частях головы. И методы лечения, которые он предлагал, как раз были направлены на удаление этой излишней влаги.

Мозг человека Гиппократ считал железой, предназначенной, в том числе, и для удаления из организма образующегося в нем избытка жидкости.

Ряд представлений о работе органов чувств и возникновении ощущений, т.е. того, что нас интересует в рассмотрении представлений о мозге и психике в работах античных ученых, также можно найти в работах Демокрита. Он предполагал, что любые тела составляют собой комбинации атомов, между которыми всегда есть пустота. И даже душа, по представлению Демокрита, состоит из атомов.

Courtesy of Jonny Thomson
Courtesy of Jonny Thomson

Восприятие же, согласно его представлениям, возникало в результате взаимодействия атомов воспринимаемых объектов (того, на что человек смотрит), например, с органами чувств - такими, как глаз, как воспринимающий орган зрительной информации.

Говоря о когнитивных процессах, например, о восприятии, Платон разделял теорию излучения. Она представляла собой некое положение о существовании лучей, которые исходят от глаза и сталкиваются с объектом зрительного восприятия. Отражение этих лучей создавало образ, который и являлся образом восприятия.

Платон
Платон

Однако в представлениях о душе (их мы могли бы отнести к предмету психологии в Античности, хотя психология не была еще самостоятельной наукой). Платон предполагал, что душа двойственна: выделял

  • бессмертную и смертную душу, выделял и так называемые
  • разумную
  • ощущающую
  • растительную части души, которые отвечали за различные когнитивные процессы

Аристотель постулировал единство души и тела, и также предполагал, что душа является своеобразной "энтелехией" тела.

Аристотель
Аристотель

Также он предполагал, что существует определенная зависимость психических явлений от телесных явлений, что есть некая причинно-следственная связь между тем, что происходит в теле и происходит в психике. Однако при этом Аристотель полагал, что вместилищем ощущений и движений, главным исполняющим органом, являющимися причиной возникновения ощущений и движений, является сердце. Согласно Аристотелю, мозг был предназначен только для охлаждения крови.

Гален, римский врач, основываясь на гуморальной теории Гиппократа и ее применении к представлениям о темпераменте, проводил наблюдения за поведением человека и животных, а также анатомически эксперименты. Но он не имел возможности проводить анатомические эксперименты на человеке. Опыты на животных и наблюдение больных с черепно-мозговыми травмами убедили Галлена отвергнуть мнение Аристотеля о первостепенной важности сердца и согласиться с Гиппократом в том, что именно головной мозг является местом локализации разума и сознания.

Гален
Гален

В Средневековье - например, в XVI веке - психические функции уже однозначно связывались деятельностью мозга, однако представления оставались наивными.

Например, в передней полости, согласно этой схеме, расположено общее чувствилище, связанное с нервами органов чувств, в то время как в задней полости обитает память. Основной толчок к развитию представлений, к получению новой информации, в том числе, к выдвижению новых теоретических моделей, как бы мы теперь могли это назвать, стал период Нового времени.

Изображение трех «мозговых желудочков» (из трактата Г. Рейш «Margarita Philosophica», 1513)
Изображение трех «мозговых желудочков» (из трактата Г. Рейш «Margarita Philosophica», 1513)

Одним из самых влиятельных представлений, которые были развиты в Новое время, было представление Рене Декарта об образовании реакций. Взаимодействие организмов с окружающими телами, с объектами внешней среды, как полагал он, опосредованно нервной машиной, в которой мозг выполняет роль центра, а от него расходятся нервные трубки. Причина, например, самого простого акта - двигательного акта - при этом всегда лежала извне, снаружи организма, а не являлась продуктом самого мозга или же души.

Рене Декарт
Рене Декарт

Рене Декарт предполагал, что телесное и духовное (или как бы мы с вами сейчас сказали, психика и мозг) взаимодействуют между собой, и предполагал, что вместилищем души является эпифиз в головном мозге из-за представлений о его уникальном месте в анатомии человеческого мозга на тот временной период.

Дальнейшее развитие представлений о локализации функций в мозге шло в русле двух противоположных друг другу течений - узкого локализационизма и эквипотенционализма.