По тройному адресу Литейный 24, Пестеля 27 и Короленко 14 находится дом, построенный в 1874-1877 годах в неомавританском стиле для князя Александра Дмитриевича Мурузи. Этот дом знаменит не только своим роскошным убранством и необычным фасадом, но и своей богатой литературной историей, которая началась задолго до его строительства. В этой статье я собрала 10 интересных историй об этом доме и делюсь ими с вами.
1. Князь Мурузи
Князь Андрей Дмитриевич Мурузи — потомок древнего княжеского рода. Когда-то его предки были правителями Молдавии. Его отец служил в Османской империи и при этом был тайным агентом Российской империи. Благодаря его деятельности, Молдавия была присоединена к России. За это турки его казнили. Вдова с детьми перебралась в Российскую империю, в Санкт-Петербург.
Князь Мурузи был человеком очень богатым и, выкупив в 1870 году участок между Литейным проспектом, Пантелеймоновской улицей (так в то время называлась улица Пестеля) и Басковым переулком (старое название улицы Короленко), заказал здесь строительство многоквартирного дома.
Главным архитектором был Алексей Константинович Серебряков. Детальную отделку внутренних помещений дома разработали архитекторы Петр Иванович Шестов и Николай Владимирович Султанов.
Князь Мурузи недолго был владельцем этого дома. В 1880 году он умер, а через 10 лет его вдова продала дом генерал-лейтенанту О. Рейну, который владел им вплоть до 1917 года.
2. Самый роскошный дом конца 19-го века
Дом стал архитектурным событием того времени. Посмотреть на него приезжали со всех концов Петербурга. Как писал Иосиф Бродский в одном из очерков: «Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо» (из Царского села).
Дом был оснащен по последнему слову техники. В нем имелись электричество, водопровод и центральное водяное отопление, что было редкостью для доходных домов того времени.
Конечно, отопление и водопровод были проведены в квартиры 2-го и 3-го этажей, где селились жильцы побогаче. На верхних этажах, где были квартиры поменьше и победнее, стояли печи, которые жильцы топили дровами.
В доме были и приятные моменты, обеспечивающие комфортную жизнь жильцов. Так, на первом этаже располагались магазины, а в самом доме была оборудована прачечная, были зимний сад и общая курительная комната.
Всего в доме было 57 квартир, к которым вели 5 парадных лестниц, покрытых коврами. Квартиры, предназначенные для богатых жильцов, были оформлены в восточном стиле. Комнаты украшены скульптурой, живописными плафонами, лепниной. А стены обиты штофом — декоративной тканью с крупным сложным рисунком. К слову, такой тканью украшались стены королевских дворцов. Самую большую и роскошную квартиру в 26 комнат занимал сам Андрей Дмитриевич Мурузи.
3. Необычные фасады
Фасад дома наряден и необычен. Эркеры, балконы, арки и арочки, колонны и полуколонны, богатый растительный орнамент и арабески. К слову, архитектор Серебряков специально ездил в Испанию, чтобы скопировать там мавританские надписи. Так что князь не скупился на строительство.
В газетах того времени даже сравнивали архитектора с композитором, а сам дом – с музыкой.
Однако, основная слава дома Мурузи связана всё-таки с миром литературы, и началась эта связь задолго до его строительства.
4. «Юнона и Авось»: Ты меня никогда не забудешь…
Когда-то на этом участке стоял особняк графа Николая Петровича Резанова, дипломата, путешественника и предпринимателя. Он вместе с тестем стоял у истоков Российско-американской компании и возглавил первое русское кругосветное плавание.
История путешествия Резанова в испанскую Америку и его обручения с дочерью коменданта Консепсьон де Аргуэльо вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», а композитора Алексея Рыбникова на создание рок-оперы «Юнона и Авось». Спектакль Ленкома с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной в главных ролях с триумфом обошел весь мир. А в Австралии даже была отчеканена монета с профилями главных героев.
Кончита не ждала Резанова больше 30 лет, как героиня рок-оперы. Но осталась верна ему до конца жизни. Больше года она ходила на мыс, садилась на камни и смотрела вдаль, на океан. Ждала возвращения жениха. Говорят, сейчас на этом месте находится опора знаменитого моста «Золотые ворота». Чуть позже она узнала о смерти графа – из письма, которое отправил ее отцу А.А. Баранов, главный правитель русских земель в Америке. Но замуж так и не вышла, а в конце жизни ушла в монастырь.
Мало кто знает, но задолго до Андрея Вознесенского, примерно за 100 лет, эта история вдохновила американского поэта и прозаика Брета Гарта на создание грустной баллады «Консепсьон де Аргуэльо».
«...Нет, жених не виноват!
Он погиб, погиб бедняга сорок лет тому назад.
Умер по пути в Россию, в скачке граф упал с конем.
А невеста, верно, замуж вышла, позабыв о нем.
А жива ль она?» Ответа нет, толпа вся замерла.
Конча, в черное одета, поднялась из-за стола.
Лишь под белым капюшоном на него глядел в упор
Черным углем пережженным скорбный и безумный взор.
«А жива ль она?» – В молчанье четко раздались слова
Кончи в черном одеянье: «Нет, сеньор, она мертва!»
Сейчас Брет Гарт не особо известен в России, а в США он забыт. Но в конце 19-го века его творчество получило признание в России и мире. Его высоко ценили Чарльз Диккенс, Редьярд Киплинг, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Осип Мандельштам.
По произведениям Брета Гарта был снят советский музыкальный фильм «Вооружен и очень опасен» с Донатасом Банионисом и Людмилой Сенчиной в главных ролях.
5. «Идиот»
Где-то в этом месте или рядом с ним Федор Михайлович Достоевский расположил дом, где поселил генерала Епанчина и его семейство.
Как писал в романе Достоевский: «Генерал Епанчин жил в собственном своем доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения».
В то время это был респектабельный район для жизни. И в то же время не такой дорогой – потому что находился в стороне от Невского и не очень близко к Зимнему дворцу. Как пишет краевед Юрий Раков: «Жить здесь было респектабельно и весьма практично».
6. «Левша»
С 1879 по 1880 годы в этом доме, в небольшой квартире, жил Николай Лесков, и здесь он дописал свой знаменитый роман «Левша».
Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно…
7. «Гранатовый браслет»
Говорят, что именно здесь произошла история, которую описал в своей повести Александр Николаевич Куприн «Гранатовый браслет». А поведал эту историю писателю Дмитрий Николаевич Любимов. Несколько лет его жена получала письма от неизвестного поклонника и в конце концов действительно получила от него в подарок гранатовый браслет.
8. «Серебряный век»
Поэты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус прожили в этом доме в общей сложности 23 года. Здесь они устраивали поэтические вечера, на одном из которых получил первое признание Сергей Есенин. Андрей Белый говорил, что здесь «творили культуру» и что «все здесь когда-то учились».
В доме в разные годы бывали Александр Блок, Андрей Белый, Владимир Пяст, Дмитрий Философов, Сергей Есенин, Корней Чуковский, Михаил Лозинский.
В 1919 году в доме была организована студия издательства «Всемирная литература», которая, по идее Максима Горького, должна была помочь голодающей и вымирающей интеллигенции. Очень быстро студия переехала в «Дом искусств» на Мойку.
В 1911 году при участии Николая Гумилева здесь был основан «Цех поэтов», участниками которого были Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Елизавета Кузьмина-Караваева (будущая «Мать Мария»).
А в начале 1920-х годов, Гумилев организовал здесь «Петроградский дом поэтов», где проходили поэтические вечера. И здесь Анна Ахматова последний раз встречалась с ним перед его арестом и последующим расстрелом.
9. «Квартира была большая»
В доме Мурузи провел свое детство и юношество Даниил Гранин, зарегистрированный там как Даниил Александрович Герман. Когда ему было 3 года, сюда он переехал со своей матерью. В октябре 1922 года. Отсюда он ушел на фронт в 1941 году и сюда он вернулся в 1944 году. Здесь родилась его дочь.
В очерке «Пантелеймоновская улица», напечатанном в сборнике «В Питере – жить», он так пишет о коммуналках:
«Почти все жили в больших квартирах, где было два хода – парадный и черный. По черному таскали дрова, приходили дворники, прачки. Да, были прачки. Во дворах вешали белье, выбивали ковры, работали обойщики, кололи дрова. Позже квартиры стали делиться, почти все разделились надвое, поставили перегородку – получились две квартиры, одна имела черный ход, другая – парадный…»
10. «Полторы комнаты»
«Нас было трое, в этих наших полутора комнатах, отец, мать и я...» Так писал Иосиф Бродский о своей квартире, в которой прожил 17 лет и в которой сейчас находится его музей. Его семья въехала сюда в 1955 году.
«Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно.»
Отсюда поэт сначала уехал в ссылку в Архангельск, а потом и в вынужденную эмиграцию. Больше родители не увидели сына. Им не разрешали выехать из Советского Союза, а его не пускали в СССР.