Большая часть населения огромной Российской империи рассматривало различные государственные должности … как вполне законный способ избежать призыва по мобилизации!
Поэтому не удивительно, что на крайне непопулярные в народе вакансии люди шли специально с целью получения именно этих льгот.
В отчете о мобилизациях, проведенных в Киевском военном округе во время русско-японской войны 1904-1905 г.г., начальник штаба округа генерал-лейтенант А. А. Маврин отметил, что «опыт частных мобилизаций показал некоторые весьма нежелательные явления, с которыми надо считаться».
Их было несколько, но особенного внимания заслуживают два. Самое интересное, что эти негативные, по мнению армейского начальства явления, с точки зрения закона были абсолютно нормальными.
Первое. Как только разносился слух (иногда совершенно безосновательный) о том, что предстоит частная мобилизация, то более расторопные запасные, пользуясь своим законным правом изменять место проживания, начинали переходить на временное место жительство в те уезды, в которых уже была мобилизация, или которые, по их расчетам, не могут быть мобилизованы. Поэтому власти решительно скрывали до последнего те места, которые готовились мобилизовать – Высочайшие манифесты о приведении войск и местностей на военное положение по этой причине не публиковались заранее.
И второе явление. Как отмечал генерал Маврин, среди запасных нередко наблюдалось «стремление избавиться от призыва поступлением на должности, освобождающие от призыва (городовые, полицейские стражники, тюремные надзиратели, пожарные), которые замещаются зажиточными запасными, в обычное время и не помышлявшие о поступлении на эти должности».
Как видно, Маврин нащупал самую суть подобных фактов. Мало того, что в городовые, стражники и надзиратели шли устраиваться со своими шкурными интересами (не Отчизны ради!), так еще и приплачивали, дабы получить подобные места!
Причем в некоторых случаях это делалось в самый последний момент (т.е. непосредственно перед самим призывом)!
Плохо то, что эти должности покупались, но еще ужаснее то, что они продавались!
Понятно стремление людей всеми способами избежать попасть на войну – кому ж хочется быть убитым и оставить сиротами своих детей. Тем более, что война эта никому не нужна была.
В общем, как сказал бы героический Павел Артемьевич Верещагин, борец за справедливость: «мне за Державу обидно!