Итак, я приглашаю Вас продолжить наше путешествие по парку Александрия и познакомиться ближе с комнатами и залами дворца "Коттедж", где полноправной хозяйкой (а точнее первой из) стала императрица Александра Федоровна
Мы в небольшом дворце, высотой в два этажа, с мансардой. А стиль исполнения - английская готика прослеживается не только в фасадах особняка, но и во всем убранстве интерьеров комнат и залов - строгий рисунок паркета, белоснежная изысканная лепнина потолков и карнизов, линии дверей, предметы мебели.
В Петербурге входит в большую моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе, в Царском Селе — ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую Готическую и все мебели, и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим…
- так в 1829 году русский художник/график Фёдор Павлович Брюллов (1793–1869 гг.) писал брату в Париж.
Переступая порог дворца, обратите внимание в первую очередь на потолочные плафоны - готические рисунки уникальны и они не повторятся ни в одном из его помещений.
Проектированием и оформлением декора помещений "от" и "до" занимался итальянский живописец Джованни Батиста Скотти (или Иван Карлович Скотти) (1777—1830гг.), который работал в стилях русского классицизма и ампира и своими монументальными росписями украсил многие дворцы Санкт-Петербурга - Зимний, Елагин, Михайловский и иные.
Прихожая (сейчас)
Помещение, которое сейчас исполняет роль прихожей, выполнено в серо-синих тонах и за исключением белого декора потолка и ажурного тюля, вроде как ничем не примечательно и можно идти дальше, но....не торопитесь!
Подойдите к окнам - обратите внимание на декор откосов - невероятной красоты и деликатности работы резьба по дереву - переплетение виноградной лозы, цветов роз и лилий, виноградные гроздья и плоды каких-то фруктов.
Все откосы окон, а также дверные откосы дворца декорированы подобной резьбой в исполнении мастера художественной резьбы по дереву из Костромы Василия Ивановича Захарова (1787-????гг.) - автор многих орнаментов Александринского театра, интерьеров Зимнего дворца и рам для портретов в Военной галерее Зимнего дворца, всех резных работ Михайловского театра и иных.
И еще... единственное помещение, которое не сохранилось до нашего времени - это спальня Александры Федоровны. Обратите еще раз внимание на декор потолка прихожей!!! Запомнили? А теперь рассмотрите фото ниже. Думаю, что нынешняя прихожая два столетия назад и была той самой спальней...
А судя по стенам на фото, можно сделать вывод, что они ранее не были просто покрыты краской, а были затянуты шелком.
Большая гостиная
Перед нами Большая гостиная дворца - стены зеленого спокойного тона, без излишеств декора (можно сказать даже скромные), и как бы в противовес - густые белоснежные узоры потолков, напоминающие решетки оконных витражей готических соборов, зрительно увеличивают пространство всей комнаты
Листаем!
Может показаться, что гостиная перенасыщена мебелью - горки, столики, стулья, кресла..., а оказывается признаком особого уюта считалось "разделить" пространство комнаты на отдельные тематические уголки: кто-то играет в шахматы, кто-то беседует или читает, а кто-то вышивает. Александра Федоровна рукодельничала и скатерть, которая покрывает круглый столик в центре гостиной, была вышита её рукой.
Обратите внимание на ковер - творение рук воспитанниц Смольного института и подарок императорской чете.
Кабинет Александры Федоровны
Как говорила ранее, розы и особенно белые были любимым цветком императрицы Александры Федоровны, поэтому в декоре кабинета можно отметить розу и в резьбе оконных и дверных откосов, и в цветочных вазах - думаю, что два столетия назад цветы в вазах были живыми и комната наполнялась их ароматом...
Библиотека
Листаем!
Особое внимание стоит уделить декоративным деталям помещения: резной кресло - высокое навершие в виде стрельчатой арки, уникальное и потрясающее по своей форме фортепиано, портретные бюсты немецких принцесс, сестёр-красавиц Луизы 1776-1810гг. (будущая королева Пруссии и мать нашей героини - будущей императрицы Александры Федоровны)
и её младшей сестры Фридерики 1778-1841 гг. (будущая королева Ганновера)
а также двойной скульптурный портрет «Принцессы», 1795-1797гг.
Все эти работы являются копиями, а оригиналы выполнены в мраморе немецким скульптором Иоганном Готфридом Шадовым 1764-1850гг. и хранятся в Старой национальной галерее в Берлине. Замечу, что мраморная композиция двух сестер в человеческий рост настолько не понравилась супругу Луизы Фридриху Вильгельму III - "остался недоволен натуралистичным образом, достаточно подчёркивавшим фигуру Луизы", что была скрыта от глаз посторонних на (!!!) 90 лет...; чугунная винтовая лестница
Отмечу, что именно в этом дворце чугун впервые использовался в качестве материала «готического» декора. Детали чугунного декора отлиты на Санкт-Петербургском Александровском литейном заводе.
И, конечно же, стоит отметить живописные полотна - портреты, пейзажи, сцены морских баталий, эскизы - коллекция дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: Айвазовского, Кипренского, Щедрина, Неффа, Моллера и иных.
Сделаем паузу! ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!
Ставьте "лайк", делитесь в комментария - какой Вам ближе стиль? Нравится ли Вам готика?
#спб #петербург #петергоф #александрия #дворец #коттедж #александра фёдоровна #николай #история #готика #архитектура